Внешний долг что это такое

Внешний и государственный долг России на сегодняшний день

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Виды государственного долга

Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

Внутренний долг

  • Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
  • Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
  • Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
  • Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
  • Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
  • Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
  • Долги по торговым операциям с другими странами.

Внешний долг

Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

  • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,
Читать еще:  Как вернуть долг

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Оценка госдолга РФ и состояние экономики

После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

  • США – более 110% от ВВП.
  • Япония – более 200% от ВВП.
  • Франция – 98% от ВВП.
  • Греция – более 180% от ВВП.
  • Италия – около 135% от ВВП.

Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

  • Норвегия – около 30% от ВВП.
  • Саудовская Аравия – 8%.
  • Кувейт – 7,5%.
  • Узбекистан – 7%.

Долг Внешний

Найдено 4 определения термина Долг Внешний

Долг Внешний

англ. external debt сумма

финансовых обязательств одного государства к другим государствам, имеющих установленный срок погашения. В.д.отличаются: по условиям кредитования – рыночные, льготные; по срокам платежа – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный; по источникам кредитования – международные государственные, частные,

Внешний долг

финансовые обязательства государства (внешние займы и неуплаченные за них проценты иностранным кредиторам на определенную дату). Внешний долг определяет государственную задолженность международным валютно-финансовым организациям, официальным правительственным институтам (центральным банкам и правительствам), частным банкам, подлежащую уплате в установленные сроки.

Признаками классификации внешнего долга являются:

* виды кредитов (банковские, коммерческие, финансовые);

* условия кредитования (на рыночных условиях, льготные);

* сроки уплаты (краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – до 5 лет, долгосрочный – свыше 5 лет);

* источники финансирования (государственные, частные, международные институты).

Внешний долг выплачивается в иностранной, преимущественно свободно конвертируемой валюте или товарами и услугами. Внешний долг государства, срок уплаты которого не наступает в текущем или в ближайшем бюджетном году, причисляют к капитальному внешнему долгу. Он отличается от текущего внешнего долга, срок погашения которого истекает в ближайшее время.

Внешний долг

Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.

Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.

Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.

По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

ВНЕШНИЙ ДОЛГ,

внешняя задолженность задолженность страны внешним кредиторам, образовавшаяся за счет займов и кредитов, а также невыплаченных по ним процентов частными национальными компаниями, банками и государством у зарубежных частных, государственных и международных финансовых учреждений и компаний. Величина В.д. отражается в расчетном балансе страны, изменение его величины – в балансе движения капитала, а выплата основной суммы займов и кредитов и процентов по ним – в платежном балансе по текущим операциям. В начале 80-х гг. приобрела особую остроту проблема международной задолженности развивающихся стран банкам и финансовым учреждениям промышленно развитых стран, достигавшая к 1985 г. 1 трлн. долл. Значительный рост этой задолженности начался еще в середине 70-х гг. в условиях относительно благоприятной для развивающихся стран конъюнктуры и состояния рынка ссудного капитала. Экономический кризис начала 80-х гг., который резко ухудшил положение развивающихся стран и привел к существенному снижению их валютных поступлений, а также рост процентных ставок в результате политики американской администрации создали критическую ситуацию в области международной задолженности. В середине 80-х гг. развивающиеся страны, не являющиеся экспортерами шфти, должны были выплатить для покрытия основной суммы своего долга и процентов по нему более 40% своих экспортных поступлений. Крупнейшие должники из развивающихся стран, прежде всего страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина и др.), оказались не в состоянии погашать свои долги. Резко разбухшая международная задолженность поставила мировую финансовую систему на грань катастрофы. В этих условиях промышленно развитые страны были вынуждены в 1984-1985 гг. пойти на уступки развивающимся странам, предоставить наиболее крупным должникам отсрочку платежей и новые займы. В сочетании с некоторым улучшением экономического положения развивающихся стран и снижением процентных ставок это несколько смягчило остроту проблемы В.д., хотя он остается одной из наиболее сложных экономических проблем развивающихся стран. Серьезную проблему представляет В.д. для РФ, который составил в начале 1998 г. 150,8 млрд. долл., в том числе около 42 млрд. долл. по правительственным кредитам, предоставленным странами Парижского клуба, и около 32 млрд. долл., включая просроченные проценты, частным западным банкам, объединенным в Лондонский клуб. С членами Парижского и Лондонского клубов в 1995-1997 гг. достигнуты соглашения о реструктуризации долгов РФ путем предоставления ей отсрочки платежей на 25 лет, что существенно сократит ежегодные выплаты на покрытие В.д.

Читать еще:  Как узнать долги в банках онлайн

Найдено схем по теме Долг Внешний — 0

Найдено научныех статей по теме Долг Внешний — 0

Найдено книг по теме Долг Внешний — 0

Найдено презентаций по теме Долг Внешний — 0

Найдено рефератов по теме Долг Внешний — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Внешний государственный долг

Государственный долг – под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.

Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

О государственном долге

Государственный долг может носить:

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

На примере Российской Федерации

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год. Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов. Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год. Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата. Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

Государственная гарантия

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное обязательство о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внешнего (а также внутреннего) долга России.

Государственная долговая книга

Сюда вносятся данные про общий объем долговых обязательств, которые имеет РФ, субъекты федерации, а также муниципальные образования. Данные про займ вносят в Государственную долговую книгу не более чем через трое суток со дня возникновения обязательства.

Чтобы снизить долговое бремя, правительство РФ может принять решение о реструктуризации внешнего государственного долга. Реструктуризация – это погашение старых долговых обязательств путем взятия нового заимствования (размер нового заимствования не может превышать объема погашаемой задолженности) и согласие на новые условия долгового обслуживания.

Инструменты управления

Правительство страны имеет несколько эффективных инструментов, которые позволяют им управлять государственным долгом. Всего их 4:

  • Конверсия внешнего долга
  • Конверсия государственного займа
  • Консолидация
  • Новация

Под термином «новация» понимают замену первоначального обязательства сторон на новое обязательство с другим способом исполнения.

Термин «консолидация» означает объединение нескольких займов в один долгосрочный. При этом изменяется процентная ставка.

Читать еще:  Как проверить долги по квартплате

Конверсия внешнего долга – это инструмент, используемый для сокращения внешнего долга путем выполнения перед кредиторами долговых обязательств. Конверсия предусматривает передачу кредиторам акций, а также векселей, выраженных в национальной валюте.

Конверсия государственного займа – инструмент, с помощью которого можно изменить первичные условия займа, которые касаются доходности. Наиболее часто при конверсии государственного займа правительство преследует цели снижения процентной ставки.

Программа предоставления кредитов иностранным государствам

Чтобы обеспечить собственные внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, в РФ действует программа о предоставлении займов иностранным государствам. Предоставление кредитов утверждается в законе о федеральном бюджете, который составляется на будущий год.

В программу включены:

  • Перечень кредитов
  • Цели предоставления кредитов
  • Предоставляемые суммы
  • Получатели.

Если правительство приняло решение о реструктуризации кредита или его полном списании – это решение требует обязательной ратификации в Государственной думе.

О внешнем финансировании

Внешнее финансирование государства необходимо для привлечения дополнительных финансовых источников, что будут использованы для дополнительного финансирования государственных расходов и дефицита государственного бюджета в случае, если иные источники государственных средств были исчерпаны.

Иными словами, внешнее финансирование необходимо в случае, когда есть необходимость финансировать дефицит государственного бюджета и собственные расходы в случае, если мобилизовать такие средства внутри страны не представляется возможным.

Система управления государственным долгом

Разумеется, нельзя обойтись без системы управления долгами государства. Действующая система работает таким образом:

  • Погашаются проценты
  • Погашается капитальная сумма долга
  • В случае необходимости, происходит рефинансирование госдолга

Стандартный процент ссудных капиталов для государств-заемщиков на международном рынке составляет 4 года.

Рефинансирование государственного долга

Под этим термином понимается система мер, которая направлена на изменения условий взятых кредитов – процентов, объемов или сроков. Используются следующие инструменты:

Начнем с последнего. Под термином «аннуляция» подразумевают отмену долга. Может быть применена только при полном банкротстве страны (как должника)

Секьюритизация – инструмент, позволяющий перепродать облигации государственного займа на фондовой бирже.

Под термином «капитализация» понимается реструктурирование государственных облигаций в частные ценные бумаги (осуществляется путем перепродажи их на бирже)

Пролонгация предусматривает возможность продления долговых сроков, а также погашения процентов.

Что такое официальный внешний долг?

Международная задолженность является острой проблемой мировой экономики. Экономическое положение страны в результате глобализации финансовых рынков все больше зависит от внешних источников, необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета, внутреннего инвестирования, социально-экономических реформ, использование долговых обязательств. Мобильность и масштабы потоков капитала, зависят от уровня развития стран. Финансовые ресурсы, получаемые страной на коммерческих условиях в виде финансовой помощи, приводят к возникновению внешнего долга, поскольку требуют соответствующей оплаты.

Внешний долг — это сумма финансовых обязательств страны перед иностранными кредиторами по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентам.

Долгосрочные долговые обязательства страны включают:

  • государственный (официальный) внешний долг, под которым понимается сумма обязательств центральных и местных государственных органов перед внешними кредиторами по невыплаченным ссудам и процентам по них. Внешними кредиторами могут выступать правительства иностранных государств, центральные банки, правительственные структуры, международные и региональные валютно-финансовые организации;
  • долг, гарантированный государством, то есть долг частных фирм, банков, компаний, гарантом оплаты которого является государство;
  • частный негарантированный долг, то есть долг частных заемщиков, оплата которого не гарантируется государством. Он возникает в случае получения заемщиком банковских и других кредитов, путем привлечения долговых ценных бумаг на международном фондовом рынке.

Платежи из обслуживания внешнего долга обычно происходят в иностранной валюте.

Для анализа внешнего долга, способности страны, обслуживать внешний долг Мировой банк использует ряд относительных показателей:

  • отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  • отношение общей суммы внешнего долга к ВНД;
  • отношение платежей с обслуживания долга до экспорта товаров и услуг;
  • отношение платежей процентов к ВНД;
  • отношение международных (официальных) резервов к общей сумме внешнего долга;
  • отношение международных (официальных) резервов к импорту товаров и услуг;
  • доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;
  • доля долга международным организация в общей сумме внешнего долга;
  • доля концессионного долга в общей сумме внешнего долга.

Считается, что верхним пределом оптимума внешнего долга должно быть:

а) отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг на уровне 200-250%;

б) отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг не больше 20-25%. (При расчете этих показателей учитывается только государственный и гарантированный государством долг).

К абсолютным показателям, которые позволяют обобщить и проанализировать информацию о внешней задолженности, относятся:

  • невыплаченный и распределенный долг, то есть сумма невыплаченной задолженности по кредитам, которые реально получены заемщиком по состоянию на конец года. (Это — показатель текущей внешней задолженности страны);
  • выдача кредитов, то есть получение новых кредитов заемщиком на протяжении года;
  • нераспределенный долг, то есть часть неисчерпанной должником суммы кредитов;
  • выплата основной суммы долга, то есть уплата должником части основной суммы долга на протяжении года;
  • платежи процентов, то есть выплаты должником процентов по остатку задолженности на протяжении года;
  • платежи по обслуживанию долга, то есть сумма платежей основной суммы долга и процентов по остатку задолженности, осуществленные должником на протяжении года;
  • чистые потоки, то есть получение новых кредитов за минусом выплаты должником основной суммы долга;
  • чистые трансферты, то есть получение новых кредитов заемщиком за минусом его платежей по обслуживанию долга.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector