Как работают машинисты поездов дальнего следования

Профессия машиниста: романтика или тяжелый труд?

Хотите занять это место?

Управление поездом, как правило, осуществляется бригадой, состоящей из двух человек: машиниста и его помощника. Получение опыта работы помощником – обязательное условие для будущего машиниста, прошедшего сначала специальные курсы. В современных поездах созданы условия для того, чтобы управление стало доступным одному человеку, и зачастую опытные локомотивщики трудятся в одиночку, тем самым решая вопрос нехватки кадров.

Романтика стука колес, блеска рельсов и запаха шпал

Со стороны пассажира романтика профессии налицо. Зимой впереди заснеженные рельсовые нити, сигналы семафоров, пролетающие на большой скорости, вокруг деревья в инее. Весной это пробуждение природы: первые ручьи, набухшие почки деревьев, пробивающаяся трава и буйное цветение. Но как только переступаешь порог кабины машиниста, вся романтика мгновенно улетучивается.

К слову сказать, термин «машинист» требует уточнения, так как, по сути, подразумевает лицо, профессиональной деятельностью которого является управление машинами различных типов. При этом, например, есть машинист турбогенератора или машинист технологических насосов, но нет машиниста автомобиля или машиниста самолета.

Так вот о романтике. За спиной машиниста более тысячи человек. А впереди на рельсах застрял на переезде грузовик. Произвести торможение, избегая вкапывания на месте, точно рассчитав тормозной путь, давление в цилиндрах на скорости 80 км/ч может далеко не каждый, не говоря о том, что на большом расстоянии очень сложно вовремя заметить проблемную ситуацию.

Издержки профессии машиниста с точки зрения соискателя на вакансию

К «прелестям» профессии можно отнести ненормированный график, огромную психологическую нагрузку, ежедневную медицинскую комиссию, редкие встречи с родными и близкими людьми. При этом уровень заработной платы варьируется и зависит от региона, в котором трудится специалист, специфики учреждения, к которому относится его деятельность, и политики предприятия по отношению к работникам.

Поезда различаются по типу локомотивов (электровоз, тепловоз) и по дальности маршрута. Согласитесь, работа на поезде дальнего следования с интервалом в тысячи километров и электропоезде, не покидающем пределов области, несколько разнится по жизненному укладу сотрудников. Зачастую машинистов приглашают на работу крупные промышленные предприятия (рудники, шахты, заводы). Там маршруты совсем короткие и рабочий день почти не отличается от трудового дня рабочего на том же предприятии.

Трудиться в данной сфере не берут людей с заболеваниями центральной нервной системы, сердца, сосудов, проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями вестибулярного аппарата.

Ежедневный труд машиниста – сложно, напряженно, ответственно

Перед каждой поездкой машинист обязан оценить техническое состояние состава. Вместе с помощником он проверяет ходовую часть, сцепление вагонов, наличие топлива, воды и смазки. Если с точки зрения машиниста ремонтная бригада некачественно выполнила свою работу, по его требованию она должна быть сделана повторно и безупречно. Превыше всего безопасность пассажиров, а значит обязательной проверке подвергается система пожаротушения.

Обязательная медицинская комиссия будет дотошно контролировать содержание алкоголя в крови, давление, работу сердца, общее физическое состояние и готовность к управлению составом. Машинист подчиняется правилам технической эксплуатации, огромному количеству инструкций, например по движению и маневровой работе, по сигнализации, графику движения, который нужно знать наизусть. Перед каждой поездкой обязательный инструктаж по технике безопасности, информирование об ограничениях скорости по маршруту.

Машинист метрополитена – специфика и привилегии

Каждые 3-4 минуты зрачки машиниста то сужаются, то расширяются. В течение смены, длящейся минимум 6 часов, помимо частого ослепления, машинист испытывает постоянную нагрузку на нервную систему, трудится в условиях шума и недостатка кислорода при полном отсутствии солнечного света. Монотонность вызывает чувство сонливости, с которым крайне сложно бороться. Работа относится ко второй категории вредности. На пенсию работников провожают в 55 лет. Отбор кандидатов из мужчин до 35 лет, прошедших службу в вооруженных силах, весьма жесткий. Из 100 человек работать останется один.

Как стать машинистом поезда РЖД?

Стать машинистом поезда РЖД не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Но варианты есть. Какие? Давайте узнаем!

В этой профессии недостаточно лишь мечты. Есть ряд факторов, которые могут помешать воплотить мечту в жизнь. Так как же стать машинистом электропоезда?

Для начала надо родиться мужчиной, потому что женщин на машинистов поездов РЖД не принимают. Работа машиниста физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с длительными рейсами в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением.

Всё это негативно сказывается на женском здоровье. Кроме этого есть ряд факторов, которые учитываются при приёме машинистов.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия – стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
  2. Образование – чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
  3. Стажировка – пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
  4. Стаж работы – чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации – стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.
Читать еще:  Что считается вторым жильем

По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.

Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда. Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов. А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».

Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.

Как устроиться машинистом в РЖД?

Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.

Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.

Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:

  • служба в армии
  • мед.комиссия
  • 100% зрение и цветоощущение в норме
  • образование

Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.

Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.

Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ – устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.

Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы.

Жизнь внутри локомотива, или поездка с машинистами поезда часть 1

Недавно приехал в командировку в Тамань. На поезде полтора суток это еще то испытания для меня. Но теперь мне стало немного интересней ездить. И все потому, что я немножечко больше узнал о том как работает РЖД и машинисты поездов в частности.
Я уже давно просился к своим друзьям в кабину машиниста. Все никак не получалось, но вот однажды, когда я был в гостях у своей тещи мне позвонил машинист Вадим и предложил мне скататься с ним. Маршрут был прост из ст. Сенная до ст. Сызрань. У меня были другие планы, но такой случай бывает нечасто, я не мог не согласиться.

Я прибежал на указанные пути и вошел в локомотив. К тому времени Вадим уже принял состав.
Но об этом в следующий раз. А сегодня я расскажу про локомотив изнутри.
Сначала место помощника машиниста
1всего 2 датчика. Напряжение в бортовой сети локомотива это 50 вольт
И давление в воздушной сети. Оказывается, очень многое работает от воздуха от тормозов до даже дворников.
Снизу множество переключателей, свет, свет кабины, гудок, басовый гудок, и тд…

Читать еще:  Как с телефона перевести деньги на карту

У машиниста рабочее место более информативное. Как, никак он капитан, он за все отвечает.

2

Датчиков в разы больше, это и напряжение контактной сети обычно 26-28тыс вольт. Давление в тормозной системе, давление в резервуарах, какое усилие подается на двигатель, сколько позиций двигателя активны. И многое другой. От всего с первого раза голова начинает идти кругом.
А это управление электровозом. Если мне не изменяет память, то это главный контролер машиниста. Управление позициями подачи тока на якорь электродвигателя локомотива. .

Есть положение автоматического набора так и автоматического сброса. Так же все можно сделать в ручную. Или зафиксировать набранную позицию. Всего в локомотиве 33 позиции.

Рядом находится очень замечательная кнопка. «контроль бдительности» если происходит что то не привычное, или отличное от предыдущего в кабине раздается громкий свист и машинист (или помощник) должен нажать на эту кнопку в течении 7-10секунд. Иначе автоматика думает, что экипаж вышел из строя и недееспособен, и экстренно останавливает поезд.

Кресло машиниста хоть и старое, но удобное
7

Куча переключателей, кнопочек, и обратите внимание два тормозных крана. (два больших красных рычага)
Один тормоз отвечает за локомотив, а другой за весь состав.

Я начало подумал, что за бред, почему нельзя взять и сделать один. Но потом мне объяснили и даже показали , что остановить состав весом более (вдумайтесь) 6 тысяч тон.
Сначала открывают тормоз состава, и каждый вагон начинает тормозить. Происходить это определенное количество времени, дальше тормоз состава отключают. Если не отключить то можно разорвать состав. У каждого вагона разный износ тормозов и соответственно тормозят они с разным усилием. Сцепные устройства растягиваются, могут не где то не выдержать нагрузки. Перестав тормозить вагонами, начинают тормозить локомотивом, тем самым подтягивают состав (собирают), все это Вадим делает ориентируясь на секундомер который он берет с собой в каждую поездку

Ну и куда же в таком ответственном месте без плакатов напоминающих о том грузе, который лежит на плечах бригады.

Ну и самое интересное что меня поразило, так это переговоры с руководителем движения.
Машинисту сообщается, о том, что он (машинист локомотива, например 1045) находящийся на таком то пути. Локомотиву разрешается проследование по станции, с остановкой у такого то симофора. И машинист должен повторить все инструкции и только после ответа «верно выполняйте» может начать движение.
об этом даже есть отдельная памятка.

Ну и в конце, вернусь к началу, так как я сейчас в командировке, и она оказалась сложнее чем я планировал, как будут выходить посты я пока не представляю.

Как работают машинисты поездов дальнего следования

Машинист электропоезда метрополитена

Ему подвластны поезда и известны все тайны подземной жизни.

Сегодня метро стало неотъемлемой частью нашей жизни, и представить себе российскую столицу без него уже невозможно. Это точность и надежность, без пробок и нервных автолюбителей. А еще это — люди, о которых мы редко вспоминаем, сидя в вагоне подземки, хотя без них поездка бы просто не состоялась. Электродепо «Сокол» — одно из старейших депо московского метрополитена. Именно здесь уже 14 лет работает машинистом электропоезда Юрий Узорин.

— Началось все еще в детстве, — рассказывает он. — Тогда в составах кабину машиниста от вагона отделяла дверь с закрашенным стеклом. Иногда на краске были царапины, благодаря которым можно было заглянуть в кабину. Это любопытство и привело меня в профессию.

Юрий начал работать в метрополитене в 1993 году. Сначала была дорожная комиссия и техшкола, в которой на «водителя метро» нужно было учиться 8 месяцев, после чего допускали до практики — прикрепляли к опытному машинисту на линии метро. Месяц такой «обкатки», экзамены, и ты получаешь допуск к работе, правда, сперва только «на два лица» — вместе с помощником машиниста. Еще два месяца, еще один экзамен, и можешь работать самостоятельно.

— Сейчас порядок немного изменился, — говорит Юрий, — в школе учатся чуть меньше, а обкатка дольше, 3 месяца. Но все очень серьезно.

Где ночуют поезда… и машинисты

— Скажите, а где ночуют поезда? — спрашиваю я.

— Да где только не ночуют, — смеется Юрий. — В депо или прямо на линии — на станциях и в тоннелях. Машинист заезжает в тупик, затормаживает поезд, отключает, производит определенные действия, согласно инструкции по сдаче состава, после чего прямо по путям выходит на станцию. И идет спать. Но не домой — домой в 2 часа ночи он уже добраться не сможет, тем более что на очередную смену предстоит заступить в 5 утра. Поэтому для нас предусмотрены специальные комнаты отдыха — на «Речном вокзале», «Орехово» и т.д. Там как в гостинице — кровать, чистые простыни. А утром тебя будят, и идешь принимать свой состав.

Читать еще:  Какие документы нужны для открытия расчетного счета

Разумеется, по путям мы ходим не просто так. Здесь очень серьезная техника безопасности. Она, как мы говорим, написана на крови. Известно, где опасные места, каким образом их проходить.

График работы машинистов привязан к графику движения поездов. Например, один из вариантов смены — с 6:30 утра и до 19:30 вечера. Жесткой схемы нет. Хотя принято считать, что работа машиниста — это шестидневка при шестичасовом рабочем дне, а выходных столько, сколько воскресений в месяце. Но на практике смены у машинистов не ровно 6 часов, а от 6 до 8,5. При такой переработке выходных получается больше.

«Ручку дернул — поезд поехал?»

Работа машиниста, по словам Юрия, не так однообразна, как может показаться непосвященному. Приходится не только ездить из одного конца ветки в другой, но и заниматься, например, маневрами:

— На конечной станции состав должен высадить пассажиров, зайти в тупик и выйти обратно. Если в маневре будет задействован один человек, то эта операция займет много времени. Когда интервалы движения маленькие, требуется помощь еще двух машинистов. Один заводит состав в оборотный тупик, другой — выводит из него. А основной машинист в это время пешком пересекает платформу по диагонали, идет принимать «развернутый» состав.

Вроде бы, ну, что там делает машинист: ручку дернул, поезд поехал. На самом деле нужно знать и особенности пути, и правила движения, и показания светофоров, и как себя вести во внештатной ситуации. Вот, к примеру, поезд внезапно остановился в тоннеле. Если есть поломка, нужно либо ее устранить, либо быстро убрать неисправный состав с линии.

Скоростной режим

— Мне нравится работать в часы пик, — говорит Юрий. — Когда большой пассажиропоток, скорость выше, ты больше собран, и время летит.

— А с какой скоростью вообще движутся поезда?

— . Максимально возможная скорость — 80 км/час. Но, например, с «Маяковской» на «Белорусскую» во «внепиковое» время мы отправляемся со скоростью до 46 км/ч, а с «Павелецкой» на «Автозаводскую» — до 70. Это зависит от сложности линии. Прямых путей, кстати, нет вообще.

Легенды метро

Не секрет, что о метро ходит немало легенд. К примеру, между станциями «Щукинская» и «Тушинская» существует настоящая станция-призрак. Ее можно увидеть в окно вагона, проезжая мимо: из темноты вдруг выступает платформа с необлицованными колоннами…

— Это всего лишь недостроенная «Волоколамская», — объясняет Юрий. — Она находится под Тушинским летным полем, которое собирались застроить жилыми домами, но потом планы изменились, и станция там пока не нужна.

— А третий путь на «Полежаевской»? Он для чего?

В народе ходят разные слухи о предназначении неиспользуемого пути: от перевозок денег из банков до перевозок заключенных в места лишения свободы.

— Да что вы! — смеется Юрий. — На самом деле там планировалось сделать ответвление от основной линии, но потом оказалось, что работу продолжать нецелесообразно. Теперь его используют для ночевки поездов.

Хотя я, конечно, тоже много легенд слышал. Однажды газета написала, что в метро столько крыс, что первые поезда выходят из тоннелей в крови. Мы с коллегами здорово смеялись. Метро действительно живет ночной жизнью, но только самой обычной — ремонтные работы и промывка тоннелей. Вот и все.

Машинисты метро носят форменную одежду. Однако звезды на погонах не воинские звания, а обозначение должности сотрудника:
1 звезда и полоска — машинист без класса квалификации или третьего класса,
2 звезды и полоска — «машинист первого или второго класса»,
3 звезды и полоска — «машинист-инструктор» и т.д.

Зарплата 25 000 — 40 000 руб.

    • бесплатный проход на территорию метрополитена;
    • компенсация расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту отдыха;
    • свои дома отдыха — для сотрудников путевки по сниженным ценам;
    • индексация зарплат дважды в год;
    • форменная одежда;
    • укороченный рабочий день;
    • зарплата в конце года;
    • увеличенный отпуск;
    • бесплатное медицинское обслуживание;
    • возможность обучения в вузе за счет метрополитена.

Мария Максимова
Работа для вас

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector