Что финансируется из государственного бюджета

Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

6. Расходы государственного бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов;

федеральная инвестиционная программа;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:

§ текущие (на обеспечение текущих потребностей);

§ капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:

– Федеральный дорожный фонд РФ;

– Фонд развития таможенной системы;

– Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

– Фонд развития федеральной пограничной службы;

– Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

– Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

– Федеральный экологический фонд;

– Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.

2.14 Государственный бюджет

Частью фискальной политики государства является бюджетная политика. Её реализация обеспечивается документом особого значения – государственным бюджетом.

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, который разрабатывается Правительством РФ и принимается Федеральным Собранием.

Государственный бюджет обладает статусом закона РФ. Он разрабатывается Правительством РФ. Президент РФ также участвует в формировании государственного бюджета. Он адресует Правительству бюджетное послание. Далее Правительство вносит проект государственного бюджета в Государственную думу. Здесь данный финансовый документ проходит все этапы законотворческого процесса и принимается обеими палатами Федерального Собрания (Государственной думой и Советом Федерации). На заключительном этапе Президент РФ подписывает госбюджет, далее документ обнародуется.

Исполнение госбюджета возложено на Правительство РФ. Контроль за исполнением осуществляет Счётная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, создаваемый Федеральным Собранием и подотчётный ему. За исполнение госбюджета Правительство ежегодно отчитывается перед Госдумой. В нашей стране госбюджет принимается на год.

Читать еще:  Что подарить на свадьбу если нет денег

Государственный бюджет имеет очень важное значение для реализации общественных и государственных задач. Основными функциями государственного бюджета является:

  • формирование общегосударственного денежного фонда;
  • контроль за своевременностью денежных поступлений в распоряжение государства и за расходованием средств по назначению;
  • распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода;
  • содержание государственного аппарата (законодательных, исполнительных и судебных органов власти) и государственных институтов (служб, ведомств, учреждений и т.д.);
  • укрепление связей между центральными и региональными органами;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики.

В госбюджете указываются источники поступлений в государственную казну и определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны. Поэтому госбюджет делится на две части – статья доходов и статья расходов.

Доходная часть по большей части формируется из налогов. Но есть и неналоговые поступления: прибыль государственных предприятий, доходы от продажи государственных облигаций, прибыль от внешней торговли.

Расходная часть направляется прежде всего на социальные выплаты, развитие образования и здравоохранения, содержание государственного аппарата и государственное управление, правоохранительную деятельность и оборону страны, строительство дорог, энергоснабжение, озеленение и охрану природы, а также покрытие государственного долга (внешнего или внутреннего).

В зависимости от соотношения доходов и расходов различают три вида государственного бюджета (дефицитный, профицитный и сбалансированный). Если расходы превышают доходы бюджет является дефицитным. Если доходов больше, чем расходов, бюджет профицитный. Когда расходы равны доходам бюджет называется сбалансированным. Разница между доходами и расходами называется сальдо государственного бюджета. При профицитном бюджете сальдо положительное (например, в США), при дефицитном – отрицательное (в большинстве стран мира).

На характер бюджетной политики и состояние государственного бюджета оказывает влияние фаза экономического цикла, при подъёме и спаде экономики реализация госбюджета абсолютно различна. Также на бюджетную политику влияет текущая политика Правительства, особенности налогообложения физических и юридических лиц в стране. Если дефицит госбюджета слишком большой, государство сталкивается с трудностями реализации своих обязательств перед обществом. Поэтому, столкнувшись с такой проблемой, государство ищет источники финансирования госбюджета. Среди них, эмиссия денег, выпуск и продажа облигаций и займов, использование запасов Центробанка, кредиты у мировых финансовых организаций или других государств.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №32

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

16.3. Государственный бюджет и способы его финансирования

Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. Он представляет собой сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Разрабатывается государственный бюджет Министерством финансов РФ и вносится на рассмотрение Правительства РФ, затем в законодательные органы государственной власти и администрацию Президента РФ для окончательного утверждения.

Кроме государственного бюджета существуют и внебюджетные фонды социальной сферы.

В странах с федеративным государственным устройством, таких как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.).

Разделение полномочий в области налогообложения доходов и расходов между бюджетами разных уровней называется налогово-бюджетным федерализмом. В Российской Федерации используется понятие “консолидированный бюджет”, который складывается из федерального, регионального и местных бюджетов.

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от 30 до 55%) национального дохода стран с рыночной экономикой. Чем выше уровень государственных расходов и доходов, тем выше степень вмешательства государства в экономику. В то же время четкой зависимости между государственными доходами или расходами и эффективностью экономического развития страны не существует.

Так, например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высоким, выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Однако уровень ВВП на душу населения и само “качество жизни” населения стран с рыночной экономикой был значительно выше, чем в СССР.

Читать еще:  Как рассчитать объем продаж формула

Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница между доходами и расходами и измеряется в процентном отношении к ВВП. Положительная величина этой разницы называется профицитом, а отрицательная величина означает дефицит бюджета.

В макроэкономической теории рассматриваются следующие основные виды дефицита государственного бюджета:

  • 1. Фактический дефицит. Этот вид дефицита представляет собой разницу между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета.
  • 2. Структурный дефицит. Он представляет собой разницу между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитывается для уровня ВВП, соответствующего полной занятости.
  • 3. Циклический дефицит. Этот дефицит представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета вследствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного профицита представлено на рис. 16.3.

В точке Е наблюдается сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления (доходы) равны государственным расходам (Т = G).

Более затененная область, находящаяся слева от точки Е, показывает ситуацию бюджетного дефицита, а менее затененная, находящаяся справа от точки Е, — ситуацию бюджетного профицита.

Для того чтобы определить дефицит или профицит бюджета, необходимо представить, что в стране действует пропорциональная система налогообложения и предельная ставка налога (t) составляет 20%, или 0,2.

Рис. 16.3. Дефицит и профицит государственного бюджета:

G — государственные расходы; Т — налоговые поступления;

Y — доходы государственного бюджета (реальный ВВП)

В точке Е при фактическом доходе Y = 100 трлн руб. налоговые поступления составят: Т = Y • 0,2 = 100 трлн руб. х х 0,2 = 20 трлн руб. В этой точке доходы равны расходам (Т = G), т. е. G = 20 трлн руб.

В точке А при фактическом доходе Y = 60 трлн руб. налоговые поступления (Т) составят: Т = 60 трлн руб. -0,2 = = 12 трлн руб. В этой точке при G = 20 трлн руб., фактический бюджетный дефицит составит:

В точке В при фактическом доходе Y = 120 трлн руб., налоговые поступления (Т) составят: Т= 120 -0,2 = 24 трлн руб. В этой точке при G = 20 трлн руб. мы получим бюджетный профицит:

Финансируется бюджетный дефицит таким же образом, как и бюджет предприятия или домашнего хозяйства. Если за год расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит бюджета. Этот дефицит можно покрыть, продав часть имущества или заняв деньги, т. е. прибегнув к кредиту.

На макроэкономическом уровне правительство рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: за счет выпуска новых денег (эмиссионный способ); за счет внутренних и внешних займов (неэмиссионный способ).

При первом способе для увеличения денежной массы в обращении Минфин России берет в долг некоторую сумму у ЦБ, продав ему государственные ценные бумаги (чеки). Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Минфина России. В свою очередь, Минфин России тратит эти средства через счета коммерческих банков, а коммерческие банки расширяют выдачу ссуд, и, следовательно, растет денежная масса (денежный агрегат М:) за счет роста чекового обращения.

Этот способ основан на эффекте монетизации, суть которого заключается в том, что финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет роста денежной массы. Но в условиях полной занятости это может вызвать инфляционный рост цен. Поэтому этот способ финансирования дефицита государственного бюджета называют инфляционным.

При втором способе, для того чтобы покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии (неинфляционный способ финансирования дефицита), Минфин России может занять на кредитном рынке денежные средства не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения. В этом случае процентные ставки могут увеличиваться, а если ставки увеличились, то частные инвестиции уменьшатся, поскольку инвестиции и процентные ставки связаны обратно пропорциональной зависимостью. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства при таком способе финансирования дефицита вырастут, но на некоторую величину сократятся частные инвестиции.

Этот способ основан на эффекте вытеснения, суть которого заключается в следующем: налогово-бюджетная политика, направленная на стимулирование деловой активности посредством увеличения государственных расходов, приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса).

Таким образом, государственный бюджет представляет собой компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе. За утвержденными параметрами расходов стоят такие “бюджетополучатели”, как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т. д. Увеличение бюджетных выплат одним группам населения в основном может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов.

Лекция 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

1. Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.

Читать еще:  Как снять наличные с кукурузы без комиссии

2. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

3. Концепции государственного бюджета.

4. Дефицит государственного бюджета и методы его финансирования. Преимущества и недостатки каждого из методов финансирования дефицита государственного бюджета.

5. Государственный долг и его виды.

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· расходы на политические цели:

– расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

– расходы на содержание аппарата управления государством;

· расходы на экономические цели:

– расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

– расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

· расходы на социальные цели:

– расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

– расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

· трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

· выплаты процентов по государственным облигациям (т.е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

· налоги (включая взносы на социальное страхование);

· прибыль государственных предприятий;

· сеньораж (доход от эмиссии денег);

· доходы от приватизации.

Экономическое содержание доходов государственного бюджета

Доходы бюджета образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. Существуют внутренние и внешние материальные источники доходов: главная роль принадлежит внутренним источникам – национальному богатству, ВВП, национальному доходу; внешние источники – это доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства – ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги, поступления от которых на 80-90% формируют бюджет государства.

Налоговые доходы – это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоговые доходы по форме их поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (например, такой региональный налог, как налог на имущество предприятий).

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей (источники: НДС – 18%, налог на прибыль – 20%, НДФЛ – 13%).

Теперь рассмотрим неналоговые доходы.

К неналоговым доходам бюджета РФ относятся:

· доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (аренда, проценты и т.п.);

· доходы от платных услуг, оказанных государственными и муниципальными органами власти;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, сборы, конфискации);

· финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней (дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците; субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия на безвозмездной или возвратной основе; субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов);

· иные доходы (безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (d). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы. В этом случае сальдо бюджета положительное (d > 0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю (d = 0), и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное (d

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector