Ипц что это

Расчет индекса цен: примеры, формулы, онлайн-калькулятор

Быстрая навигация по странице:

Система индексов цен

Контроль цен имеет важное значение в экономике. Комплекс показателей статистики цен состоит их широкого спектра критериев, позволяющих изучить различные аспекты величины, изменения и структуры стоимости товаров и услуг. В процессе исследования изучаются розничные цены и тарифы, оптовые, отпускные, закупочные, сметные, мировые и другие виды цен. Одним из важнейших инструментов такого анализа выступают различные индексы цен: Ласпейреса и Пааше, агрегатные и средние из индивидуальных, Фишера и т.п. Изменение средних цен исследуется посредством системы следующих индексов: переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов (данные показатели взаимосвязаны). В целом рассчитываемые показатели являются относительными, которые отражают соотношение уровней какого-либо явления во времени или в пространстве и позволяет выполнить сравнение фактических значений с эталонными, плановыми, прогнозными и т.п. величинами. По степени охвата рассматриваемые показатели могут быть как индивидуальными (при расчете, например, для конкретного товара), так и сводными (при расчете значений, например, по группе товаров). По базе сравнения рассматриваемые показатели относятся к динамическим (например, при анализе изменения стоимости набора продуктов питания за различные периоды времени), но могут рассчитываться и территориальные значения. По форме построения рассматриваемые показатели могут быть как агрегатными, так и средними.

Размещено на www.rnz.ru

Индексы, полученные с использованием формулы Ласпейреса, достаточно широко применяются для контроля над потребительскими ценами и инфляцией: в РФ, например, именно на основе данной методики рассчитывается официальный индекс потребительских цен (ИПЦ). Также данная методика нашла широкое применение при определении динамики цен производителей промышленной продукции. Индексы, полученные с использованием формулы Пааше, как правило, включают более широкий спектр продукции и услуг. При их расчете в качестве весов берется не структура потребительских затрат, а структура объема продаж, или добавленной стоимости, или выпущенной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть вычислены только после окончания отчетного периода. Показатель, определенный по методике Пааше, применяется для исследования изменения стоимости составляющих компонентов ВВП; закупочных цен в аграрном секторе экономики; сметных – в строительной индустрии; а также цен, используемых для внешнеэкономической деятельности. Значение индекса, полученного по формуле Ласпейреса, как правило, выше, чем значение показателя по формуле Пааше. Такая систематическая зависимость двух указанных показателей называется эффектом Гершенкрона.

Формула индекса цен

В зависимости от вида индекса можно использовать несколько формул, позволяющих вычислить индекс цен. Так, при расчете индивидуальных индексов используют следующую формулу:

Формула расчета индивидуального индекса цен

Для расчета значения сводного (общего, агрегатного) индекса цен применяется формула Пааше:

Формула расчета агрегатного индекса цен

В силу специфики правового регулирования индекс потребительских цен в РФ рассчитывается на основе формулы Ласпейреса (Ласпейраса):

Формула расчета индекса потребительских цен

Модифицированная формула, применяемая для практических вычислений при проведении статистического наблюдения, приводится в Приказе Росстата от 30.12.2014 N 734 “Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен”.

Пример расчета индекса цен

Исходные данные: имеется следующая информация о реализации товаров предприятиями города:

Продукция Базисный период Отчетный период
Стоимость единицы, руб. Количество, шт. Стоимость единицы, руб. Количество, шт.
Товар №1 25 15 22 17
Товар №2 18 24 19 25
Товар №3 16 45 18 44

На основе исходных данных определить индивидуальные и общий индекс цен, индекс потребительских цен, потери покупателей от роста цен (или экономию в случае их снижения).

Составим таблицу вспомогательных расчетов:

Продукция Базисный период Отчетный период pq p1q pq1 p1q1
Стоимость единицы (p0), руб. Реализовано единиц (q0) , ед. p1, руб. q1, ед.
Товар №1 25 15 22 17 375 330 425 374
Товар №2 18 24 19 25 432 456 450 475
Товар №3 16 45 18 44 720 810 704 792
Итого 1527 1596 1579 1641

Вычислим индивидуальные индексы цен:

ip товар №1 = 22 : 25 = 0,88 – стоимость товара №1 снизилась на 12%;

ip товар №2 = 19 : 18 = 1,056 – стоимость товара №2 выросла на 5,6%;

ip товар №3 = 18 : 16 = 1,125 – стоимость товара №3 выросла на 12,5%.

Общий (агрегатный) индекс цен рассчитаем по формуле Пааше:

Читать еще:  Зеленая карта на автомобиль что это такое

Стоимость товаров в среднем увеличилась на 3,9%. Потери покупателей от повышения стоимости товаров составили 1641 – 1579 = 62 руб.

Индекс потребительских цен рассчитаем по формуле Ласпейреса:

Ip = ∑p1q : ∑pq = 1596 / 1527 = 1,045. Полученное значение индекса показывает, что уровень потребительской инфляции по рассматриваемой группе товаров составил 4,5%.

Онлайн калькулятор индекса цен

Для вычисления агрегатного индекса цен и индекса потребительских цен приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данных показателей и заполнить таблицу. Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает расчет индекса потребительских цен онлайн. Для вычисления указанных показателей по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн калькулятора и нажмите кнопку “Выполнить расчет”.

Что такое индекс потребительских цен

Глядя на счета за коммунальные услуги и ценники в магазинах, многие люди задают вопрос: «Если все так дорожает, то почему нам говорят, что индекс потребительских цен вырос незначительно? Кто рассчитывает индекс потребительских цен (ИПЦ) и каким образом?». Для того чтобы ответить на этот вопрос попробуем разобраться, что такое индекс потребительских цен и для чего он нужен.

В экономической теории индекс потребительских цен — это инструмент измерения инфляции, который характеризует рост (снижение) цен на основе изменения цены товаров и услуг в, так называемой, потребительской корзине. Показатель ИПЦ (в иностранной литературе CPI — Consumer Price Index) используется во всем мире и служит для измерения инфляции и уровня жизни населения.

Расчет индекса потребительских цен

Расчетная формула индекса потребительских цен (в процентах) очень простая. Она представляет из себя сумму произведений цен товаров (услуг) – Ц, на их долю в составе потребительской корзины. В числителе используются данные исследуемого периода, а в знаменателе – принятого за базу. Таким образом, индекс потребительских цен рассчитывается как удорожание (удешевление) основных товаров и услуг по отношению к базовому периоду, выраженное в процентах.

ИПЦ = (Ц1V1+Ц2V2+…+ЦnVn)*100/(Ц1’ V1’+Ц2’V2’+…+Цn’Vn’)

Как видим для расчета необходимо знать цены и состав потребительской корзины.

Что такое потребительская корзина

Так как различные товары и услуги занимают разную долю в, то и подорожание, например, в два раза стоимости электроэнергии незначительно скажется на стоимости корзины в целом. Так, если плата за электроэнергию составляет 1%, от всей стоимости продуктов и услуг в потребительской корзине, то увеличение ее стоимости в 2 раза (т. е. на 100%), увеличит ИПЦ только на 1%. Но если доля электроэнергии в «корзине» 5%, то увеличение стоимости составит уже 5%!

Поэтому для понимания того, как индекс потребительских цен отражает ситуацию на рынке, а, следовательно, нашу покупательную способность и уровень жизни, нужно знать, что такое потребительская корзина. В очень обобщенном виде, это набор товаров и услуг, потребляемых человеком (или среднестатистической семьей) в течение месяца или года. Индекс потребительских цен в Российской Федерации рассчитывается на основании такого набора, который регулярно пересматривается и утверждается правительством. Почему это нужно делать регулярно? Ответ очень простой – наши потребности не статичны, а меняются со временем.

Простой пример. Тридцать лет назад включение в корзину услуг сотовой связи было невозможно (ее тогда просто не было), то сегодня эти услуги являются предметом первой необходимости. Определение качественного и количественного наполнения и есть та трудность и слабое место, которое вызывает у нас справедливую критику. Именно здесь и «зарыта собака». Корзина среднестатистическая, а мы все разные.

Для того чтобы понять как связан показатель ИПЦ с уровнем жизни различных слоев населения рассмотрим несколько свежих примеров из ситуации в России. ИПЦ в декабре 2016 года составил 105.4% по отношению к декабрю 2015 года, а декабрь 2015 года к декабрю 2014 – 112.8%. То есть за два года ИПЦ составил 118.9%. Если теперь спросить обеспеченного человека, который потребляет преимущественно импортные товары, которые дорожают примерно пропорционально падению курса рубля, то он скажет, что подорожание существенно больше. Люди с низким и средним достатком в первую очередь оценивают платежки по коммунальным платежам.

Если вы оцениваете изменения своего материального положения по ИПЦ, то помните, что вы ориентируетесь на «среднюю температуру по больнице».