Что значит дефицит бюджета

Что значит дефицит бюджета

По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нём следующие положительные моменты:

– бюджетный дефицит не является деструктивным фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств за границу;

– дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального продукта. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

Экономисты неоклассического направления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

– сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

– для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведёт к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счёт введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путём размещения государственных ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнёт процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка, когда существуют частные инвесторы и заёмщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлечённых денег.

Более высокие процентные ставки по государственным ценным бумагам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызванного растущими правительственными расходами (а не низкой собираемостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расширение государственного сектора экономики за счёт вытеснения частного, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков. Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающие в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Путём нивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитие общества или отдельных территорий.

В условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путём повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнёт усугублять финансово-экономический и социальный кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с учётом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение) См: Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов. Журнал «Финансы и кредит» февраль 2008 г. №5 (293). С.15.

Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Причиной возникновения инфляционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Данное стремление чаще всего выражается в получении дохода о дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита.

Кроме того, большинство государств в настоящее время функционирует в условиях приемлемого уровня постоянно присутствующей инфляции.

Существуют и другие негативные последствия дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни, которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличивается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование экономики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики.

Из всего вышесказанного можно понять, что бюджетный дефицит является не всегда отрицательным явлением. При определенных условиях он не приводит к негативным последствиям. Например, в условиях кризиса экономики, когда необходимо стимулировать производство. Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государства. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Тем не менее, если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.

Читать еще:  Как работает карта подорожник

Дефицит государственного бюджета. Как он влияет на нашу жизнь?

Дефицит бюджета — это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

Бюджетный дефицит – это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 – 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Читать еще:  Apr что это

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Дефицит бюджета и государственный долг.

Дефицит бюджета (или государственный дефицит) – это превышение расходов бюджета над доходами. Антоним бюджетного дефицитабюджетный профицит.

Ситуация, когда налоги и другие поступления в бюджет не покрывают всех расходов государства, не редко случается в жизни многих стран.

Казалось бы, ведущие экономисты страны должны работать над методами экономической политики, чтобы в стране всегда был бюджетный профицит. Но это не так. Слишком хорошо – тоже плохо. Результатом профицитного бюджета может стать перегруженность экономики, снижение эффективности использования бюджетных средств. Поэтому идеальное явление – сбалансированность бюджета.

Методы достижения сбалансированности бюджета:

  1. Ограничение бюджетных расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разного уровня (например, региональным и местным – если в одном профицит, а в другом дефицит, можно слегка уравнять их).
  3. Мониторинг деятельности бюджетных организаций.
  4. Стимулирование экономики.
  5. Решение социальных задач.
  6. Соблюдение принципов экономии расходов.
  7. Эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Причины образования дефицита бюджета.

  1. Расходы, связанные с перестройкой экономики (инвестиции в промышленность, например).
  2. Экономический кризис.
  3. Форс-мажор (катастрофы, стихийные бедствия, война, массовые беспорядки),
  4. Неэффективная финансовая система.
  5. Политический популизм (рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами).
  6. Коррупция.
  7. Неэффективная налоговая политика.

Виды бюджетного дефицита.

По характеру возникновения:

  • случайный дефицит (больше характерен для местных бюджетов);
  • действительный дефицит (дефицит, который закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, хотя может оказаться как выше, так и ниже этой величины).
  • хронический (повторяющийся из года в год);
  • временный (случайные колебания доходов и расходов, не опасные для экономики).
  • плановый (предусмотренный);
  • внеплановый (непредвиденный).

По отношению к государственному долгу:

  • первичный (не имеющий отношения);
  • вторичный (вызван необходимостью платить проценты по госдолгу).

Покрытие дефицита бюджета.

Существует три стандартных варианта покрытия дефицита:

  1. Эмиссионное покрытие: выпуск дополнительных денег. Естественно, это тут же вызывает инфляцию. Таким видом покрытия следует пользоваться с особой осторожностью.
  2. Налоговое покрытие: введение дополнительных налогов или увеличение ставок существующих. Здесь есть два опасных момента – возможный переход некоторых предпринимателей в теневой сектор (уклонение от налогов) и массовые недовольства и даже бунты населения.
  3. Секвестирование бюджета: снижение всех статей расходов в бюджете. Некоторые статьи, как например государственный долг, секвестировать невозможно (хотя нет! Недавно Украина сама себе разрешила не выплачивать внешние долги. В этой стране возможно все).

Еще один вариант покрытия дефицита – это финансирование. Обычно это означает, что страна залезает в долги.

Государственный долг.

Государственный долг – это заимствование государства с целью покрыть дефицит бюджета.

Обычно размер государственного долга указывают в национальной валюте или в другой валюте (доллары, евро), но я считаю этот способ не совсем корректным при сравнении долга разных стран или как показатель экономической ситуации в стране. Все страны разные – разные по территории, количеству населения, потенциалу экономики и т.д. Долг в миллиард долларов – ерунда для Германии и катастрофа для республики Конго. Поэтому самый правильный показатель долга – это в процентах ВВП.

Лидером по госдолгу среди развитых стран является Япония: в разные года ее долг колебался от 220 до 250% ВВП. Долг Греции – около 170% ВВП, Италии – около 120%. Не малый долг и у США – около 100% ВВП, больше чем у Франции и Германии (70-80% ВВП). Государственный долг России составляет 13% ВВП.

Следует учитывать, что при изучении государственного долга страны (не имеет значения в долларах или процентах от ВВП) не учитывается, сколько другие страны должны этому государству. Так что этот показатель не единственный, который нужно брать во внимание при анализе экономического потенциала стран.

Последствия государственного долга:

  • переложение налогового бремени на последующие поколения;
  • перераспределение доходов населения;
  • вытеснение частных вкладов (выпуск государственных ценных бумаг).

Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения и способы его преодоления

Кобзева Екатерина Андреевна

студент 5 курса, УФФ, СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Углицких Ольга Николаевна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент УФФ, СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Государственный бюджет занимает в финансовой системе каждого государства центральное место. Это финансовый план государства на текущий (финансовый) год, имеющий силу закона.

Государственный бюджет имеет две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: доходную и расходную. Доходная часть бюджета отражает источники поступления денежных средств для финансирования деятельности государства, а расходная часть — цели, на которые расходуются государственные средства.

Существует два состояния государственного бюджета:

1. нормальное, когда расходная часть равна доходной части государственного бюджета;

2. дефицитное, когда расходная часть превышает доходную часть госбюджета.

Правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы доходная и расходная части были равны. Это равенство называется «балансом дохода».

Под воздействием различных факторов (природных, политических, экономических) возникают ситуации, при которых доходная часть бюджета не может покрыть все предусмотренные расходы. В этом случае можно говорить о бюджетном дефиците. Дефицитом бюджета является превышение расходов над доходами. Но это состояние бюджета нежелательно для страны, оно ведет к инфляции и росту государственного долга. В том случае, когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета.

Читать еще:  Санация это что

В настоящее время каждое государство мира в разные периоды своей истории переживает бюджетный дефицит [2]. Основными причинами образования бюджетного дефицита могут являться:

1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки;

2. Коррупция в государственном секторе;

3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборону;

4. Неэффективность финансовой системы государства;

5. Несовершенство налоговой политики;

6. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

В ситуации, когда дефицит бюджета составляет не более 3 % ВВП, имеются возможности его преодоления. В данном случае дефицит называется временным. В случае дефицита бюджета до 10 %, его называют допустимым дефицитом, а в случае более 20 % — критический дефицит [6].

В законодательстве Российской Федерации допускается наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, что не требует вмешательства государства в регулирование бюджета и не считается опасным состоянием, так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета — 10 %.

Уровень дефицита зависит от различных факторов, влияющих на экономику, и потому не может быть постоянным. Он определяется по отношению либо к ВВП, либо к ВНП, либо к утвержденным затратам бюджета. В зависимости от этого выделяются активные и пассивные формы дефицита бюджета. Активный дефицит позволяет подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный дефицит зависит от инфляционных процессов.

Существует три способа покрытия дефицита бюджета:

1. Монетизация бюджетного дефицита;

2. Долговое финансирование;

3. Увеличение налогообложения.

Монетизация, как один из традиционных способов сокращения дефицита бюджета, представляет собой увеличение количества денег в обращении. В случае монетизации дефицита нередко возникает «сеньораж» — доход государства от печатания денег. Но данный способ вызывает инфляцию.

Долговое финансирование происходит путем выпуска в обращение доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. Затем по истечении определенного срока они погашаются государством. При этом прироста денежной массы не происходит. Долговое финансирование дефицита бюджета покрывается за счет займов внутри страны и за ее пределами. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства [1]. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным, и придется прибегнуть к эмиссионному финансированию [5].

Увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но данная мера может в дальнейшем привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

Согласно закону «О федеральном бюджете на 2013—2015 гг.» доходы федерального бюджета в 2013 г. составят 12 трлн. 865,9 млрд. руб., расходы — 13 трлн. 387,3 млрд. руб., в 2014 г. доходы бюджета определены в размере 14 трлн. 063,4 млрд. руб., расходы — 14 трлн. 207 млрд. руб., в 2015 г. доходы — 15 трлн. 615,5 млрд. руб. и расходы — 15 трлн. 626,3 млрд. руб. соответственно. Таким образом, по итогам 2013г. дефицит бюджета ожидается в размере 521,4 млрд. руб. (0,8 % от ВВП), в 2014 г. — 143,6 млрд. руб. (0,2 % от ВВП), в 2015 г. — 10,8 млрд. руб. (0,01 % от ВВП) [4].

Предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013 г. составит 9,7 % ВВП, в 2014 г. — 8,7 % ВВП, в 2015 г. — 8,5 % ВПП [3].

Правительство России планирует ликвидировать дефицит федерального бюджета к 2015 году. Фактически это может произойти и раньше, если цены на нефть не упадут и останутся на уровне 100 долларов США за баррель. При такой ситуации уже к 2014 году может быть достигнут нулевой дефицит бюджета России.

Кроме этого правительство Российской Федерации планирует сократить расходы и снизить инфляцию. Хотя на самом деле вместо сокращения расходы могут только увеличиться в связи с Олимпиадой в Сочи в 2014 году, Чемпионатом мира по футболу в 2018 году, Универсиадой в Красноярске в 2019 году, реформой «Сколково» и многих других мероприятий [6].

Правительство любого государства формирует свою бюджетную политику так, чтобы достичь сокращения бюджетного дефицита.

При этом проводится постоянный поиск путей преодоления дефицита бюджета и меры государства в этом направлении могут быть разнообразными. Но в конечном итоге меры по преодолению бюджетного дефицита сводятся к созданию возможностей увеличения доходов и снижения расходов бюджета.

Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Список литературы:

1.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.

2.Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // Социально-политический журнал. — 2010. — № 6. — С. 15.

4.Дефицит бюджета РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://top.rbc.ru/economics/13/02/2013/ 844951.s html (дата обращения: 28.11.2013).

5.Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. — 2009. — № 12. — С. 15.

6.Седина А.О. Дефицит бюджета РФ и способы его преодоления // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I. М.: РИОР, 2011. — С. 157—159.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector