Куда поступают налоги

Куда идут средства с налога на добавленную стоимость

НДС – косвенный налог, то есть представляет собой надбавку на цену товара. Все налоги можно разделить на местные, региональные и федеральные. Людей, которые тесно связаны с миром финансов и торговли, интересует, в какой бюджет поступает НДС, то есть важно определить уровень начисления. В этой статье ознакомимся с плательщиками, сроками, ступенями бюджета и разберем прочие вопросы.

Кем, когда и в какой бюджет платится НДС

Итак, как выяснилось, существует три вида поступлений в бюджет:

  • Федеральный (все налоги обязательные по всей стране).
  • Местный (организуемые на уровне муниципалитета – земельный, на имущество физ.лиц).
  • Региональный (транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций).

Знакомый нам налог на добавленную стоимость относится к первому типу, исходя из этого понятно, в какой бюджет платится НДС. Это означает, что он перечисляется повсеместно по всей территории Российской Федерации. Так как общий капитал федерального значения, у этих сборов существует своя миссия: они идут на благоустройство образования, медицины, науки, культуры, общественной деятельности, охраны и защиты государства.

Плательщиками выступают все, кто занимается торговлей, бизнесом, а также и рядовой потребитель. Если обратиться к Налоговому Кодексу РФ, то увидим, что там прописано, кому именно нужно оплачивать.

Сейчас процентом облагаются:

Каждый из них является налоговым агентом и основной обязанностью является оплата процентов, слежение за расходами/доходами, документацией и т.д. Но при этом, этот налог касается потребителя, так как конечную сумму платит именно он, а в капитал переводит сумму уже производитель.

Срок оплаты налога имеет строгий порядок. Выплачивается сумма равными долями до 20 числа следующего месяца. Но перед этим в инспекцию нужно предоставить отчетность в виде декларации. Если в ней находятся какие-либо неточности или ошибки, есть возможность подать уточняющую декларацию. Иначе ФНС вынуждена будет проводить проверки, и ставить на учёт организацию.

Особенности порядка исчисления и оплаты НДС

Главной особенностью при уплате является то, что процент зачисляется на всех этапах производства продукта. То есть этот налог включается в стоимость первоначального сырья со стороны производителя, далее поставщика, продавца и, в конечном счёте, покупателя, и каждый из них должен знать, в какой бюджет идёт ставка.

Как уже упоминалось выше, платёж может быть сформирован также после подачи уточняющего документа. Данная информация закреплена законом №172 от 13.10. 2008 года.

Если в результате проверки была найдена ошибка и налоговая база была занижена, перед самой подачей декларации, плательщик выплачивает полную сумму и пени за период просрочки.

Обращаться нужно в то бюджетное учреждение, который свидетельствует о фактическом местонахождении фирм, и куда подаётся документ, то есть в это же населенном пункте. Оплата производится за конкретный период времени на ту сумму, на которую был продан товар, услуга или работы, равными долями до 20 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.

Формула и пример расчета налога на добавленную стоимость

Любой налогоплательщик в компанию бухгалтера, чтобы проводить нужные операции и правильно выставлять счета и производить расчёты. Но владелец того или иного предприятия будет чувствовать себя уверенней, если будет понимать, как работает схема перечисления денег в государственный капитал.

Чтобы понять алгоритм, представим информацию в виде формул и на примере покажем, как считать те или иные цифры. Для начала возьмём ставку, которая распространяется на большинство товаров и была повышена с 1 января 2019 года – 20%.

Как уже было подмечено ранее, НДС взимается с каждой стадии изготовления:

  • При поставке первоначального материала. Например, фирма производит сахар.
  • Один пакет этого продукта стоит 50 рублей. Покупающая сторона должна при этом заплатить уже сумму в размере 55 рублей с налогом добавленной стоимости.
  • При продаже полученного товара. Этот пакет был куплен предприятием, которое занимается кондитерской деятельностью. С одной упаковки было создано два торта на сумму 100 рублей.
  • При потребительском запросе. Сеть магазинов приобрела торты, оцениваемые стоимостью в 150 рублей. Рядовой покупатель оплатит уже цену в 165 рублей.

Если приобрести этот же торт, но уже в маленьком магазине, его цена будет составлять 330 рублей. Что, конечно, становится невыгодно для покупателя, так как на надбавку уходит 55 рублей, в виде процента – это 16,6%, что не соответствует действительности, потому что сахар относится к категории товаров, подходящих под ставку в 10%.

Чтобы рассчитать размер НДС, нужно знать формулу, выглядит она следующим образом:

НДС= Х*20/100, Х – известная сумма.

К примеру, если стоимость товара составляет 100 000 , то надбавка будет равна 20 000.

Как снизить бремя НДС для своей компании

Несмотря на то, что данным налогом облагаются все участники бизнеса, есть возможности снизить плату или даже вовсе не оплачивать этот процент. Рассмотрим этот момент более подробно.

Одним из способов избежать такого процента является использование спецрежима. К ним относятся УСН и ЕНВД. УСН представляет собой упрощённую систему налогообложения, она рекомендуется представителям малого и среднего бизнеса. ЕНВД расшифровывается как единый налог на вменённый доход. Его особенностью считается ограниченный круг сфер деятельности, например, перевоз пассажиров. За счёт того, что эти режимы включают в себя уже уплаты всех необходимых сборов, оплачивать отдельно НДС в федеральный уровень бюджета не имеет смысла.

Компания может взять освобождение от перечисления на год. Для этого выполняются следующие условия:

  • Местонахождение в пределах Российской Федерации.
  • Отсутствие акцизных поборов.
  • Выручка за год менее 8 млн рублей.

Последний вариант снижения представляет собой принятие на работу более 80% инвалидов от всего штата.

Декларирование

Формой отчетности перед инспекционным органом является декларация. В ней поступающие доходы и расходы учреждения в книге покупок и продаж. Законом предусмотрен строгий порядок: она подается до 25 числа месяца, когда идёт НДС за истёкший квартал.

Если этот день выпадает на нерабочий или праздничный, то принести документ можно на следующий рабочий день. Знание этих норм обезопасит плательщика от штрафа, который уплачивается в размере 5% от всей задолженности.

Читать еще:  Чему равен 1 бат в рублях

Куда идут наши налоги? Россия, Германия, США

Давно хотел сделать сравнительный анализ, вот, наконец, подорвался и сделал.
Пользуйтесь! Все выкладки можно проверить самим. Все источники указаны в тексте.

В данном анализе сравниваются системы налогообложения в России, Германии и США.
Все доходы приведены в рублях в месяц. Для удобства, в данном анализе 1 $ = 30 российским рублям, а 1 € = 40 российским рублям. Считается, что 40% «чистой зарплаты» идёт на сбережение, 20% тратится на еду и 40% на всё остальное.
Россия:

  • Подоходный налог — 13% с суммы «грязной зарплаты”
  • Взносы в социальные фонды в 2012 году — 30% от «грязной зарплаты» до 512 тысяч рублей в год в любом случае и 10% (не 30%+10%) со всего того, что свыше 512 тысяч рублей в год

Из этих 30% (но не из последующих 10%) 6% — это отчисления на накопительную часть пенсии, на ваш личный счёт и из-за этого не может считаться безвозмездно переданным государству, как остальная часть и поэтому на графиках ниже есть линии и с учетом и без учета этих 6%. 16% — фактически расходуется на выплату текущих пенсий и накопление общего пенсионного фонда. Оставшиеся 8% идут на медстрахование и соцстрахование. Соцстрахование — выплата больничных и пособий. Медстрахование — только базовая часть (включая экстренную медицину).

Вот как это выглядит на графике:

Но и это ещё не всё. С учётом НДС, который в России составляет 18%, получается следующее.

Смотрим график:

Германия:
Система налогообложения в Германии построена таким образом, что при увеличении дохода, ставки налогов также возрастают.
При доходе до 8004 € в год (26680 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких налогов. При доходе от 8005 € до 13469 € в год (до 44896 рублей в месяц), налоги линейно возрастают от 14% до 24%. При доходе от 13470 € до 52881 € в год (до 176270 рублей в месяц) налоги линейно возрастают от 24% до 42%. В дополнение ко всему, если сумма ежегодного налога превышает 972 €, то налог солидарности (Solidaritaetszuschlag) линейно возрастает с 0 до 5.5% (при ежегодном налоге 1340.69 € или при доходе около 30000 рублей в месяц) от общей суммы налога, а не доходов. Далее налог солидарности остаётся на уровне 5.5% от общего налога.
Плюс добавляется социальный налог: в общей сложности 22.95%.

Вот как это выглядит на графике:

С учётом НДС, который составляет 7% на продукты и книги и 19% на всё остальное, имеем следующее.

Смотрим график:

США:
В США есть два основных налога — это федеральный налог и налог штата. Аналогично Германии, система федерального налогообложения в США построена таким образом, что при увеличении дохода, ставки налогов также возрастают, но по несколько более сложной системе.
При доходе до 9750 $ в год (24375 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких федеральных налогов (так как стандартная издержка составляет 5950 $ в год, личная издержка 3800 $ в год). При доходе свыше 9750 $ в год, со следующих 8700 $ (до 18450 $ в год или 46125 рублей в месяц) платится налог в 10%, со следующих 26650 $ (до 45100 $ в год или 112750 рублей в месяц) платится налог в 15%, со следующих 50300 $ (до 95400 $ в год или 238500 рублей в месяц) платится налог в 25%. В дополнение ко всему, есть так называемый социальный налог в 4.2% и налог на здравоохранение в 1.45%. Плюс ещё в каждом штате есть налог штата около 5%, плюс ещё городской налог около 1%.

Вот как это выглядит на графике:

Если учесть налог от продаж в различных штатах (он составляет от 0% до 11.5%, в среднем 7%), то получается следующее.

Смотрим график:

Быстро посчитать налог в любом конкретном городе США можно с помощью калькулятора.
Сравнение:
После проведённого выше анализа остаётся только сравнить данные по ставкам налогов. Они выглядят следующим образом.

Выводы:
Совсем неутешительные. Эта античеловеческая налоговая система в России направлена на то, чтобы отбирать последние деньги у бедных и почти пустяки у богатых. В то время, как в США и Германии налоги для богатых составляют до 45% и 40% соответственно, в России они всего лишь 13%! А иногда и это не платится, когда капиталы выводятся через оффшоры.
Вот поэтому число олигархов растёт, а простой народ живёт всё хуже и хуже.

На фоне того, что Роскосмос отказался от исследования Солнечной системы, здравоохранение теперь – сфера услуг, за образование (не только высшее!) надо платить, реформы ЖКХ и полиции провалились, а наука и армия фактически уничтожены, мы должны теперь задать только один вопрос власти:

Куда ушли налоги? И почему в бюджете по-прежнему не хватает денег на социалку

Федеральная налоговая служба России станет главным государственным работодателем в 2017-м году.

На фоне кризиса в сфере занятости Федеральная налоговая служба России намерена открыть ни много ни мало 11 850 новых вакансий (!) в наступившем году. Перед новыми сотрудниками будет поставлена закономерная задача: собрать как можно больше налогов и выявить как можно больше уклонистов. Все более отчетливо госслужба в ФНС приобретает привкус. коммерческой.

Система и ее болезни

Платить налоги надо. Это нормальная практика цивилизованного общества. Государство без налогов может существовать, но тогда платной для граждан будет абсолютно любая услуга, любая справка, любой вызов полиции, любое благоустройство двора, каждый урок в школе. Неимущие, слабые (а такие есть в любом обществе) будут умирать от голода, если к ним не придут благотворительные фонды. Наука будет частной, то есть, скорее всего, ее не будет вообще. Да и в этом странном обществе все равно придется отчислять что-то на содержание армии – по известной поговорке, если не своей, то чужой.

Читать еще:  Куда идут налоги

Однако налоговая система России, очень мягко говоря, несовершенна. При колоссальном разрыве в уровнях дохода у нас до сих пор действует плоская шкала налогообложения физических лиц – а это, на секундочку, основной доход российских регионов. Аргумент – при введении прогрессивной шкалы (чем больше получаешь, тем больший процент платишь) богатые люди станут скрывать свои доходы. Вопрос – а на что у нас тогда ФНС с ее 11 850 новых сотрудников? Спрятать миллиардную сделку куда сложнее, чем 600 рублей за замену масла в авто. А выявить ее очень просто – было бы желание.

Зато у нас действует неприличная система взносов в Пенсионный фонд («заморозка накоплений» – грабеж чистой воды), огромные деньги уходят на содержание системы фондов обязательного медицинского страхования – паразитарной прослойке между врачами и пациентами. Все это ложится тяжелым грузом на бизнес, вынуждая уводить зарплаты «в тень» – и трудно осуждать предпринимателей за это. Налоговики никогда не согласятся, но для страны лучше, когда платятся хоть самые «черные» зарплаты, чем когда предприятия вообще закрываются.

Фактический паралич государственного управления России, введенное в обычай казнокрадство, повсеместный непотизм (назначение на серьезные должности профессионально непригодных родственников «нужных людей») не могли не привести к образованию альтернативной экономики. Именно с ней в числе прочего будут бороться новые сотрудники ФНС – и весьма велика вероятность, что вместе с водой (налоговыми недоимками) выплеснут и ребенка (несчастный российский бизнес).

Налоги, взносы, сборы

Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.

Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное – безвозмездные поступления.

Основные доходы России – нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.

А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год – НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль – 25,6%, налог на совокупный доход – 6,8%.

Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга – коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы – несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.

С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство – содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.

Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности – взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор – а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы – Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты – то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.

Не пора ли посмеяться?

Все это неудивительно – когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.

Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:

– Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.

После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.

– Что делают на улицах мои подданные? – спросил у министров император.

– Они сетуют и причитают, государь.

– Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.

Налоги снова увеличились.

– Что теперь делают мои подданные? – спросил император.

– Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.

– Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!

– А что сейчас делают мои подданные? – спросил император.

– Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.

– Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!

И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.

– Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?

– Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.

– Вот. – сказал император. – Вот теперь у них действительно ничего не осталось.

Читать еще:  Когда можно объявить себя банкротом

В эпицентре прибыли

В регионах, озабоченных наполнением своих бюджетов, которые изрядно потрепал кризис, снова заговорили о необходимости обязать филиалы и отделения крупных компаний платить налоги в регионе, а не по месту регистрации головного офиса.

Эту идею не раз высказывали в Челябинской области. Сейчас ее активно обсуждают в Брянской области. Губернатор Николай Денин поинтересовался у представителя самой крупной торговой сети, представленной в Брянске тремя гипермаркетами, сколько налогов корпорация платит в местный бюджет. Оказалось, всего по 2,7 миллиона рублей в месяц, притом что средняя сумма, выбиваемая на кассах магазинов, превышает 500 рублей. Весьма скромные отчисления идут и в бюджет Челябинской области от металлургических и энергетических компаний.

Причина известна. Челябинские предприятия состоят на учете в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы в Москве. В Самарской области ситуация аналогичная. Управляющий Самарским филиалом крупной федеральной торговой сети Владимир Рыжков говорит, что действительно все налоги платит головная компания в Москве, а потом они лишь частично возвращаются в региональные бюджеты. А торговая корпорация, работающая в Брянске, зарегистрирована в Орле, в области у нее – филиалы без образования юридического лица. Председатель комитета Брянской областной Думы Иван Медведь убежден, что настала пора применить принцип “где работаешь – там и платишь налоги”.

Однако идею – жестко привязать филиалы к региону – поддерживают далеко не все губернаторы. У регионов, считают они, есть немало возможностей, чтобы заинтересовать крупный бизнес добровольно регистрировать свои филиалы в регионе, а значит, платить налоги по полной программе.

“Не надо придумывать новые запреты и ограничения для крупных или мелких предприятий, – считает директор департамента финансов Тверской области Алексей Каспржак. – Наоборот, регионам надо честно конкурировать за инвесторов льготными и удобными условиями”. Здесь установлен ряд субсидий, которые предоставляются инвесторам, создающим и регистрирующим новые производства на территории региона. А в Краснодарском крае власти готовы предложить предприятиям, испытывающим затруднения в связи с кризисом, даже финансовую поддержку в обмен на обязательства обеспечить определенный налоговых поступлений в бюджет.

В Ярославской области, борясь за филиалы крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие должно быть зарегистрировано на территории региона. “Но за это в процессе реализации инвестпроектов оно получает серьезные налоговые льготы: на пять лет освобождаются от уплаты налога на вновь созданное имущество, полностью – от транспортного налога, на 4,5 процента для них снижена ставка налога на прибыль”, – объяснил заместитель председателя комитета инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности, начальник отдела государственного регулирования и господдержки инвестиционной деятельности департамента экономического развития Дмитрий Мартынов. Сегодня в области реализуют инвестиционные проекты два предприятия, которые являются филиалами компаний, расположенных на других территориях – в Санкт-Петербурге и Москве, и все налоги они платят в Ярославской области.

Впрочем, есть среди местных властей и те, которых проблема “иногородних крупных налогоплательщиков” вообще мало волнует. Почему? Владимир Никонов, заместитель губернатора, руководитель департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области, поясняет: “Доходная часть нашего регионального бюджета не имеет прямой зависимости от наличия или регистрации в области крупных компаний. У нас хорошо развит малый и средний бизнес – по этому показателю мы одни из лучших в России, что делает нашу экономику более устойчивой”.

Как вам это?

Сергей Беляков, директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития:

– На мой взгляд, чтобы предприятия стремились формировать свои налоги в местные бюджеты, должны постараться сами регионы, стимулируя их инвестиционную активность. В этом налоговое законодательство предоставляет им хорошие возможности.

Во-первых, регионы могут на 4,5 процента снижать ставку налога на прибыль для компаний. И сегодня некоторые российские территории этой нормой активно пользуются (например, Пермский край), переманивая в хорошем смысла слова к себе для регистрации предприятия, которые в конечном счете концентрируют именно у них центры прибыли.

Время от времени возникает тема, где и в каком регионе должны уплачивать налоги крупные вертикально-интегрированные компании. И здравое зерно в ней есть. Вопрос, который ставят некоторые губернаторы, вполне логичен: если вы получаете доход в одном месте, то почему налог платите в другом? Но здесь важно не допустить перекосов. С одной стороны, не ограничить здоровую конкуренцию регионов за бизнес, а с другой – не стимулировать нездоровое поведение компаний, которые “гоняют” прибыль между регионами. Отчасти решить второй вопрос поможет механизм контроля за трансфертными ценами при обоснованности сделок между аффилированными компаниями, расположенными в разных регионах, но он требует доработки.

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института переходного периода:

– Любое столичное или иное предприятие, имеющее подразделение (филиалы, штаб-квартиры) в регионах, обязано зарегистрировать их как обособленные представительства без образования юридического лица либо по желанию – оформить как самостоятельные компании с образованием юридического лица.

В первом случае они платят налог на прибыль исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в соответствующих показателях в целом по компании. Во втором – каждое юрлицо уплачивает налог на прибыль самостоятельно.

В обоих случаях у головной компании есть некоторые возможности перемещать “центры прибыли”. В случае обособленных представительств можно влиять на параметры, в соответствии с которыми происходит распределение прибыли между филиалами. В случае формально независимых лиц – использовать механизм трансфертного ценообразования. В стремлении “поджать” налогооблагаемую базу они “сдвигают” точки прибыли в те регионы, в которых есть, к примеру, инвестиционные льготы по уплате налога, и в итоге снижают эффективную ставку этого налога. Однако в Налоговом кодексе на этот счет установлены ограничения – 20-процентный коридор, в рамках которого колебания цен признаются допустимыми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector