Что такое государственный кредит

Государственный кредит

Найдено 12 определений термина Государственный кредит

Государственный кредит

совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора

Кредит Государственный

кредит в виде государственного займа, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора – физические и юридические лица.

Государственный кредит

Государственный кредит – в узком смысле – кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

Кредит государственный

заем денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

кредит, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора – физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации, казначейские сертификаты и др.).

Кредит государственный

совокупность финансовых отношений по поводу мобилизации государством части временно свободных денежных средств предприятий и граждан на условиях возвратности, срочности и платности для финансирования государственных расходов.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных внутренних займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти.

Государственный кредит

денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Кредит, к-рым пользуются правительство страны, штат, округ, муниципалитет и т. п. Г.к. основан на тех же принципах, что и коммерческий, с.-х. и банковский кредиты, а также кредит в др. формах. Т. о., правительство, штат или муниципалитет могут иметь хорошую или плохую кредитоспособность в зависимости от их способности платить по своим обязательствам и репутации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

англ. public credit) – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами – физические и/или юридические лица. На практике Г.к. осуществляется путем приобретения кредиторами гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих их право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или оговоренного в кредитном договоре иного имущества, установленного процента, а также иных имущественных прав в сроки, предусмотр. условиями выпуска гос. займа в обращение. В зависимости от того, является ли кредитор резидентом данной страны или нет, различают внутренний и внешний Г. к. Сумма всех кредитов (займов) на определ. момент времени составляет государственный долг (см. Долг государственный). Г. к. может осуществляться в принудительном или добровольном порядке

Государственный кредит

совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Особой разновидностью государственного кредита является предоставление государством гарантий по ссудам. На практике понятие государственного кредита часто имеет более узкое толкование и обозначает только выдачу государством ссуд заемщикам внутри страны и за рубежом. Государственное кредитование в рыночной экономике выступает дополнением к частному и охватывает главным образом непривлекательные для последнего сферы: сельское хозяйство, жилищное строительство, малый бизнес, т. е. те области экономики, в которых с повышенным риском действуют мелкие заемщики, нуждающиеся в ссудах под низкий процент. Важнейшим направлением государственного кредитования является создание льготных условий для внешнеэкономической деятельности. Возрастает значение государственных ссуд как средства реализации структурной политики. С их помощью стимулируются новые наукоемкие производства и реконструируются базисные отрасли.

Государственный кредит

кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, по которым заемщиком или кредитором является государство, а юридические и физические лица – лишь кредиторами.

Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).

По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).

Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.

Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.

Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.

Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.

Читать еще:  Кредитная история плохая что делать

Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.

В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.

Что такое государственный кредит

В финансовые отношения могут вступать не только специализированные организации, физические или юридические лица, но и государство: конечно, в этом случае предполагается более высокий уровень отношений и другие цели и задачи. Итак, кредит государственный — это форма экономических отношений между государством, населением, субъектами хозяйственной деятельности, другими странами или международными финансовыми организациями.

Цели и задачи государственного кредита

Государство в механизме кредитования может играть сразу несколько ролей. Так, например, когда оно берет кредит, становится заемщиком, когда предоставляет – кредитором, если же поручается за кого-то или дает гарантию – получает, соответственно, статус поручителя или гаранта. Роль заемщика или кредитора непосредственно влияет на величину бюджета, а статусы гаранта или поручителя прямо не увеличивают объемы поступлений в централизованные государственные фонды, но позволяют направить денежные средства в другие сферы, которые в них нуждаются.

Основной причиной возникновения государственного кредита является дефицит бюджета. Кроме него, необходимость в заемных средствах возникает в связи с:

  • образованием кассового разрыва. Он возникает, когда расходы преобладают над поступлениями в определенный временный период;
  • активизацией социальной политики, что предусматривает большие вливания денежных средств в медицину, образование, повышение пенсий.

Когда стране не хватает денег для реализации поставленных задач, тогда вступают в действие различные механизмы кредитования и заимствования, которые и являются, по сути, государственным кредитом.

Эта форма экономических отношений используется в целях:

  • поиска ресурсов для осуществления финансирования расходов из госбюджета, сбалансирования доходов и расходов;
  • регулирования макро- и микропроцессов, которые протекают внутри государства;
  • выполнения социальных задач.

Отличие госкредита от стандартного банковского в том, что государство представляет собой более глобальный субъект экономических отношений, качество обслуживания задолженности которым окажет большое влияние на все население страны и ее экономику.

Основные функции

Функции государственного кредита можно определить как:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

С помощью первой госорганы осуществляют формирование различных фондов, деньги из которых направляются на регулирование тех или иных вопросов, выполнение поставленных задач.

Регулирующая функция проявляется через формирование денежного потока, когда государство, получая денежные ресурсы от одних субъектов, перенаправляет их другим. Таким образом, привлекая свободные финансы физических или юридических лиц, государство снижает платежеспособный спрос и направляет привлеченные деньги в те отрасли, где наблюдается их дефицит, благодаря чему осуществляется дальнейшее развитие проблемных отраслей.

Кроме этого, являясь непосредственным участником механизма кредитования, государство увеличивает или уменьшает денежную массу в обороте, повышает или снижает процентные ставки, регулируя таким образом экономическую и финансовую сферу. Для этих целей государство создало специальные органы – Министерство финансов и Центральный банк.

Относительно контрольной функции все просто: государство с помощью уполномоченных органов контролирует все финансовые потоки внутри страны и перенаправляет их туда, где возникает дефицит, а также проверяет целевое использование средств, контролирует своевременное погашение процентов и задолженности.

Государственный долг и государственный кредит

Государственный долг – это вся задолженность страны перед физлицами, организациями, другими странами. Ответить на вопрос, хорошо или плохо, когда государство берет кредит, нельзя однозначно. В условиях рыночной экономики без внешнего заимствования сложно развиваться и чтобы обеспечить нормальное функционирование всех сфер экономики и осуществление всех социальных выплат, государству приходится привлекать дополнительные денежные ресурсы.

Однако государственный кредит оправдан и необходим только в том случае, когда он будет использован эффективно – на развитие перспективных отраслей экономики. Иначе государство просто накопит долги, за которые расплачиваться придется не одному поколению его граждан.

Ведь принцип обеспеченности кредита распространяется и на государство: оно отвечает за выполнение своих обязательств всем своим имуществом.

Читать еще:  Как рассчитывается платеж по кредиту

К государственному кредиту относятся такие долговые обязательства:

  • все кредитные контракты, договоры или соглашения, где одной из сторон выступает страна. Кредиторами могут быть другие государства, международные организации и фонды;
  • все долговые бумаги, эмитированные государством;
  • все гарантийные соглашения, договора поручительства;
  • соглашения о реструктуризации и пролонгации долгов;
  • договоры о переуступке задолженности третьих лиц на долговые обязательства страны.

Согласно законодательству, сроки погашения РФ своих обязательств не могут превышать 30 лет.

Обслуживание своих долгов страна проводит в рамках финансовой политики, когда осуществляет:

  • оформление и погашение займов;
  • эмиссию и погашение долговых бумаг;
  • поддержку и регулирование вторичного рынка долговых бумаг;
  • регулирование рынка госкредита;
  • формирование порядка, условий и механизмов сотрудничества в процессе кредитования.

Получение кредита в банке — на что нужно обратить внимание: Видео

Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 3627 раз

Библиографическое описание:

Мальцева Т. С. Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1585/ (дата обращения: 12.12.2019).

В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей – внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой – физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит – это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Различия государственного кредита от банковского

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

1. Потребность в кредите

Предоставляется с целью покрытия бюджетного дефицита

Обусловлен неравномерностью поступления денежных средств в процессе производства и обмена

2. Экономические интересы субъектов

3. Назначение кредита

Использование исходя из текущих потребностей экономики, а также для финансирования расходов, которые носят чрезвычайный характер

С целью обеспечения бесперебойного денежного оборота

5. Срок возврата

Строгая регламентация отсутствует, экономические санкции к заёмщику-государству отсутствуют

Строгая регламентация срока возврата ссуды, нарушение срока влечёт санкции

6. Влияние на состояние денежной массы

Сокращает объем денежной массы

Может как увеличивать, так и сокращать денежную массу

Основные черты различия по отношению к другим формам кредитования сводятся к разнообразию субъектов кредитования. Однако можно смело заявить, что для экономики страны государственный кредит всё же наиболее важен. Понятие государственного кредита неразрывно связано с государственным долгом, в связи с этим динамика внешнего долга РФ в период с 1997 по 2016 года представлена в таблице 2.

Динамика государственного внешнего долга РФ, млрд долл. США [3]

Куда обратиться для оформления государственного займа в 2019 году

Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.

Читать еще:  Как просмотреть кредитную историю

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.

Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.

Но, мало кому известно про такую возможность в 2019 году, как взятие государственного займа.

Что это такое

Государственный займ Это такой займ, при котором поручителем для заемщика выступает государство. Существует случай, когда государство, так же, берет на себя обязанность вернуть долг

Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.

Первоначальные понятия

Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.

Государство Это такая организация общества, при которой данное лицо (государство) располагает разными механизмами, с помощью которых может управлять некой территорией, устанавливать на этой территории порядок и принуждать к выполнению законов, так же, обязано обладать суверенитетом, то есть быть независимым от кого-либо

В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.

Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.

Куда обратиться заемщику

Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.

По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.

Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.

Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.

Основные особенности правового регулирования народных займов

В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.

Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.

В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.

Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.

То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:

Краткосрочные Которые погашаются за срок, который не превышает один год
Среднесрочные Срок погашения которых составляет от одного до пяти лет
Долгосрочные Который РФ обязуется отдать в срок, который не меньше пяти лет и не больше тридцати лет

Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.

Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.

Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.

В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:

  • кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
  • муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
  • кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
  • предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.

Как выгодно использовать договор

Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.

В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.

Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector