Нк что это

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая
Вид федеральный закон
Номер 146-ФЗ
Принятие Государственной Думой 16 июля 1998
Одобрение Советом Федерации 17 июля 1998
Подписание Президентом РФ 31 июля 1998
Вступление в силу 1 января 1999
Первая публикация «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 августа 1998 , № 31
Действующая редакция от 29 декабря 2017
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая
Вид федеральный закон
Номер 117-ФЗ
Принятие Государственной Думой 19 июля 2000
Одобрение Советом Федерации 26 июля 2000
Подписание Президентом РФ 5 августа 2000
Вступление в силу 1 января 2001
Первая публикация «Собрание законодательства Российской Федерации», 7 августа 2000 , № 32
Действующая редакция от 29 декабря 2017

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2002 года введены:

С 1 января 2003 года введены также:

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2015 года введены глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулируется налог на имущество физических лиц и глава 33, которой введен торговый сбор.

Налоговый кодекс рф: роль, значение, структура.

НК РФ Является основным законодательным актом о налогах и сборах в РФ. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (Ст. 1 НК РФ):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

НК РФ выстраивает жесткую иерархию в совокупности источников налогового права. НК является средством совершенствования и упорядочения законодательства.

НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Тем самым подчеркивается особое значение НК в системе отраслевого законодательства.

НК РФ состоит из двух частей: часть первая, которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая, которой установлены элементы налогов, действующих в РФ, кроме НИФЛ.

Первая часть Кодекса вступила в силу с 1 января 1999 года.

Вторая часть вступила в силу с 1 января 2001 года.

В первой части 8 разделов, во второй 4.

В первой части 29 глав, во второй 17 действующих глав. Главы 24 и 27 утратили силу, всего в НК РФ 586 действующих статей.

Читать еще:  Как бороться с судебными приставами

Налоговая система России. Принципы ее построения.

Налоговая система РФ включает понятия:

система налогов и сборов;

формы и методы налогового контроля.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ. Система налогов и сборов в России представлена тремя уровнями, т.е. в основе её налоговый федерализм (распределение налоговых полномочий между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями):

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Российская налоговая система строится на следующих принципах:

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер…

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип экономичности – (затраты на администрирование налогов должны быть меньше налоговых поступлений):

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Принцип единства – (единая налоговая система на всей территории страны):

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип однократности налогообложения:

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 1998 года

17 июля 1998 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1

31. Сведения о фактах проведения налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на НПФ.

Вместе с тем, в случае, если из кредитного договора, выданного в целях рефинансирования кредита, выданного на рефинансирование первоначального ипотечного кредита, будет следовать, что планируемое рефинансирование непосредственно связано с первоначальным целевым итопечным кредитом на приобретение жилья (имеются ссылки на первоначальный ипотечный кредит и на кредит, предоставленный в целях его рефинансирования), то, в связи с отсутствием в Кодексе ограничения по количеству кредитов, получаемых в целях перекредитования ипотечного кредита на приобретение жилья, налогоплательщик будет иметь право на имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически расходов на погашение процентов по кредиту, полученному от банка в целях рефинансирования кредита, выданного для рефинансирование первоначального ипотечного кредита.

Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия “хозяйственное строение” и “хозяйственное сооружение”.

В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

Учитывая, что в соответствии со статьей 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализованное либо предназначенное для реализации, для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по НДПИ, товаром, произведенным в результате реализации РИП в рамках статьи 25.8 Кодекса и подлежащим указанию в заявлении согласно статье 25.12-1 Кодекса, для налогоплательщиков, направляющих добытое полезное ископаемое, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса, в полном объеме на аффинаж, вследствие чего реализующих аффинированный (химически чистый) драгоценный металл, будет указанный драгоценный металл.

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК РФ.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

Читать еще:  Как проверить запрещен ли выезд за границу

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) регламентируется порядок изменения сроков уплаты тех страховых взносов, которые установлены Кодексом.

Таким образом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Кодексом, в частности, страховых взносов, пеней, штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

6.19. В случае совершения операции по выводу денежных средств форекс-дилер осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

6.20. В целях совершения операции, предусмотренной пунктом 6.2.1 раздела IV Базового стандарта, форекс-дилер дает указание банку о совершении операции по специальному разделу номинального счета клиента/отдельному номинальному счету клиента без соответствующего распоряжения клиента.

Комментарий к отдельным положениям НК РФ, определяющим понятие дохода

НК РФ понимает под доходом экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).

По смыслу отдельных положений части второй НК РФ можно сделать вывод, что законодатель намеревался сформулировать данное понятие в значении общей суммы поступлений (в денежной или натуральной форме) как из всех источников, так и от какой-либо деятельности налогоплательщика, без учета расходов. Так, статья 249 НК РФ доходы от реализации определяет как выручку, то есть всю сумму поступлений денежных средств, полученных при реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Понятие «доход» именно в таком значении используется и в пункте 2 статьи 153, в пункте 2 статьи 155, в статьях 208 и 209 НК РФ и в других положениях Кодекса.

Однако выбранный законодателем в статье 41 HK РФ способ определения дохода через экономическую выгоду представляется не совсем удачным. По нашему мнению, доходом являются любые не подлежащие возврату поступления в собственность лица в денежной или иной форме, допускающей их денежную оценку, в том числе в виде прав требования и иных имущественных прав, а также в виде материальной выгоды [ сноска 1 ] , определяемые в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

По своей этимологии выгода предполагает какие-либо преимущества одного лица по отношению к другому, прирост благосостояния. Именно такие критерии заложены законодателем, например, в основу определения материальной выгоды в статье 212 НК РФ, указывающей на возникновение у лица материальной выгоды в случаях приобретения имущества по цене ниже рыночной либо экономии на процентах за пользование чужими денежными средствами. Применительно к определению дохода по смыслу статьи 41 НК РФ как денежного или иного материального поступления выгода подразумевает превышение сумм, поступивших лицу, над его расходами, связанными с получением этой суммы.

Подобная неоднозначность понятия дохода в законодательстве ведет к тому, что оно может быть применено как в значении прибыли (чистый доход), так и в значении выручки (валовой доход) [ сноска 2 ] .

Неясность в определении понятия дохода, в свою очередь, служит причиной противоречивости законодательства с точки зрения реализации заложенных в статье 53 НК РФ принципов определения налоговой базы. В частности, толкование дохода в значении величины «доходы минус расходы» создает неопределенность относительно того, на каком основании за налогоплательщиком при определении налоговой базы сохраняется право на дополнительное уменьшение суммы дохода, например, на величину так называемых профессиональных налоговых вычетов, представляющих в соответствии со статьей 221 НК РФ расходы, связанные с извлечением доходов, а также на другие расходы, например, на ремонт застрахованного имущества (ст. 213 НК РФ), по операциям с ценными бумагами (ст. 214.1 НК РФ).

При квалификации дохода в значении суммы всех поступлений возникает обратная ситуация, а именно: доход в качестве объекта налогообложения определяется как все поступления, а налоговая база (как стоимостная характеристика объекта налогообложения и величина, подлежащая расчету исходя из общей суммы поступлений) согласно статье 210 НК РФ определяется исходя из разницы превышения доходов над расходами.

Читать еще:  Какие деньги в германии

Изложенными аспектами проблема квалификации понятия «доход» не ограничивается. Немалый интерес с правовой точки зрения вызывает положение статьи 210 НК РФ, требующее учитывать при налогообложении также доходы, право на распоряжение которыми возникло у налогоплательщика.

Дело в том, что в силу указанной формулировки теоретически становится возможным привлечь лицо к обязанности уплаты налога на доход с денежных средств, фактически не являющихся его доходом. Положение пункта 1 статьи 210 НК РФ не связывает возможность распоряжения доходом со свободой усмотрения получателя. Поэтому, если следовать формальному требованию данной нормы, денежные средства, получаемые физическим лицом для исполнения поручения третьего лица, должны быть включены им в налоговую базу при уплате данным лицом налога на доход, поскольку, во-первых, такие средства являются доходом получателя (поверенного) по смыслу статьи 209 НК РФ, а во-вторых, он приобретает право на распоряжение ими. Аналогичная ситуация возникает также в случае, когда физическое лицо получает денежные средства по договору займа, так как согласно статье 807 ГК РФ имущество, полученное по договору займа, поступает в собственность заемщика, и у него соответственно возникает право распоряжения имуществом.

С правовой точки зрения спорным выглядит также подход законодателя к определению доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ, заложенный в статье 208 НК РФ. Использование законодателем в этих целях механизма перечисления видов таких доходов неудачно, так как ведет к замещению существующего определения дохода открытым перечнем возможных источников его происхождения.

Как следует из сопоставления пунктов 1 и 3 статьи 208 НК РФ, единственный критерий разграничения доходов – место происхождения их источника. Поэтому законодателю следовало бы не перечислять в определении возможные виды доходов, а увязать факт получения доходов с государством его происхождения, тем более, что статья 209 НК РФ особенности налогообложения устанавливает в зависимости не от вида дохода, а именно от источника происхождения.

В этом смысле источником доходов в РФ можно назвать деятельность в Российской Федерации налогоплательщика, иных лиц в его интересах, связанную с использованием способностей, имущества, реализацией товаров (работ, услуг), а также получение в Российской Федерации налогоплательщиком имущества (в том числе денежных средств) по иным обстоятельствам, не связанным с такой деятельностью. Аналогичным образом может быть определен источник доходов за пределами РФ.

Противоречивость и неопределенность правового регулирования отношений, связанных с подоходным налогообложением, обусловлены тем, что законодатель, взяв в главе 23 НК РФ за основу не лишенное существенных недостатков определение дохода как объекта налогообложения, данное в статье 41 НК РФ, никак его не детализировал, а ряд недостатков попытался компенсировать особенностями определения налоговой базы и включением в главу 23 не являющихся исчерпывающими перечней доходов от источников на территории РФ и за ее пределами.

Поэтому можно констатировать, что доход, являющийся по смыслу статьи 209 НК РФ объектом налогообложения и представляющий собой, по словам И. Воронцовой, некоторый экономический результат, сформировавшийся на протяжении налогового периода и отвлеченный от источников происхождения составляющих его выплат [ сноска 3 ] , остался в главе 23 НК РФ неопределенным, а положения статьи 41 НК РФ, по сути, не получили применения.

Законодатель фактически оставил понятие «доход» без определения

Законодатель, определив в части первой НК РФ отдельные специальные понятия (в том числе понятие дохода), не учел, что положения части второй НК РФ, содержащие данные понятия, потребуют корректировки. Более того, законодатель допустил серьезную юридическую ошибку с точки зрения структуры текста закона, поместив определение понятия «доход» в главу 7 НК РФ «Объекты налогообложения». Тем самым законодатель исключил возможность оперирования понятием «доход» в ином, чем объект налогообложения, правовом качестве или, по крайней мере, оставил это понятие без определения. Понятие «доход» широко используется во многих положениях НК РФ не только в значении объекта налогообложения, поэтому необходимо законодательное закрепление именно общего определения данного понятия. Конкретизировать доход как объект налогообложения должны специальные положения НК РФ.

Следует отметить, что определение материальной выгоды, данное в статье 212 НК РФ, представляется неполным. Так, очевидно наличие материальной выгоды в случаях прощения долга, приращения благосостояния в результате истечения срока исковой давности, новации обязательства на более выгодных для налогоплательщика условиях.

См.: Налоги и налогообложение: Учебник/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб., 2001. – С. 413.

См.: Воронцова И. Налоговая реформа – 2000: налог на доходы физических лиц и единый социальный налог // Налоги. – Вып. 2. – С. 6.

Ключевые слова: толкование, экономическая выгода, доход, объект налогообложения, economic benefit, income, interpretation, taxable item

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector