Из чего состоит бюджет россии в процентах

36. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Роль в экономике. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.

На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

– федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

– таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества;

– доходов от продажи имущества;

– части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

– прибыль Банка России;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

– обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

– функционирование федеральной судебной системы;

– осуществление международной деятельности;

– национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

– государственная поддержка атомной энергетики;

– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

– исследование и использование космического пространства;

– формирование федеральной собственности;

– обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

– компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

– федеральная инвестиционная программа;

– официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

-обслуживание государственного долга;

-финансовая помощь бюджетам других уровней;

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

– прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;

– перспективный финансовый план;

– адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

– программа внутренних и внешних заимствований;

– программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Содержание федерального бюджета Российской Федерации

Федеративное бюджетное устройство Российской Федерации предопределяет особое значение федерального бюджета в распределении и перераспределении общественных финансов. Стоит отметить, что мобилизация бюджетных средств в России характеризуется достаточно высокой централизацией финансов, которые в дальнейшем путем распределения поступают в нижестоящие бюджеты. Это позволяет контролировать существенную долю денежных потоков в государстве. Однако это тормозит движение денежных средств и количество оборотов снижается, а сроки реализации программных мероприятий отодвигаются. Поэтому часть расходов реализуется несвоевременно, хотя и в течение одного финансового года. Поэтому важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является повышение его открытости. Эго позволит переместить центры ответственности на субфедеральный уровень.

Федеральный бюджет — эго основной финансовый документ страны и инструмент бюджетной политики, который имеет законодательную силу. Это обуславливает обязательства по исполнению всех расходных полномочий Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается. Вместе со сводом бюджетов субъектов он образует консолидированный бюджет Российской Федерации.

Современный федеральный бюджет можно представить в следующем виде (табл. 5.6).

Содержание финансового плана государства

Внутренние (без учета изменений остатков на счетах)

Сальдо размещений рублевых ценных бумаг

Изменение остатков на счетах

Фонд национального благосостояния

Депозиты в коммерческих банках

Это обобщенная форма бюджета детализируется по всем указанным наименованиям. Рассмотрим состав федерального бюджета более подробно.

Наполнение бюджета происходит в основном за счет налоговых и прочих обязательных платежей. На уровне Российской Федерации аккумулируются по 100%-ному нормативу следующие поступления:

  • • акцизы на различные виды топлива, в том числе природный газ;
  • • платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации;
  • • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет;
  • • платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г.);
  • • лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
  • • арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
  • • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • • налог на операции с ценными бумагами;
  • • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  • • прочие налоги и сборы (в части отмененных федеральных налогов и сборов);
  • • недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами;
  • • доходы:
  • — от внешнеэкономической деятельности;
  • — использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • — платежей при пользовании природными ресурсами;
  • — оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • — продажи материальных и нематериальных активов;
  • — административных платежей и сборов;
  • — штрафов, санкций, возмещения ущерба;
  • — прочих неналоговых доходов;
  • — безвозмездных поступлений.
Читать еще:  Куда можно сдать кольцо золотое

За счет поступлений от нефтегазовой отрасли в составе федерального бюджета формируются следующие фонды:

Резервный фонд Российской Федерации (РФР), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Он формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины (7% от ВВП). Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть;

Фонд национального благосостояния (ФНБ), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он также формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, т.е. 7% от ВВП.

Таким образом, эти фонды формируются в составе федерального бюджета для поддержания стабильности бюджетной системы, так как их средства могут быть направлены на погашение обязательств государства. Их объем, как и доходы всего федерального бюджета, напрямую связаны с биржевыми ценами на сырье.

Кроме перечисленных фондов в составе федерального бюджета формируются целевые фонды для финансовой поддержки территорий:

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР);

  • — Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР);
  • — Фонд компенсаций.

Среди отраслевых целевых фондов можно выделить Дорожный фонд, который формируется в составе бюджетов различных уровней для целевого финансирования инфраструктурных проектов.

К сожалению, наибольшую долю всех поступлений формируют отрасли нефтегазового сектора экономики, что влечет за собой следующие риски:

  • • снижение ВВП и НД;
  • • снижение покупательной способности населения и платежеспособности корпоративного сектора экономки;
  • • снижение налогооблагаемой базы для мобилизации доходов в бюджетную систему;
  • • усложнение структурной перестройки экономики;
  • • дестабилизация валютного курса рубля;
  • • рост дефицита бюджета, что может привести к сокращению бюджетного финансирования отраслей экономки и росту долговой нагрузки.

Все это связано с нестабильностью цен на сырье, которое в условиях кризиса характеризуется существенной волатильностью.

Принято считать, что доходы федерального бюджета Российской Федерации существенно зависят от биржевых цен на сырье, прежде всего, на нефть. Марка нефти Brent определяет ценовые тенденции на сырьевом рынке нефти, поэтому ориентиром служит именно она, хотя в России добывается нефть марки Urals. Конечно, биржевые цены характеризуются волатильностью.

Если посмотреть, как изменялись биржевые цены на нефть марки Brent и доходы федерального бюджета, то такая взаимосвязь действительно просматривается (рис. 5.1).

Именно поэтому Правительство РФ заявляет о необходимости проведения структурных реформ экономики. Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета в табл. 5.7.

Наблюдается стабильность в структуре источников пополнения федерального бюджета. В структуре доходов от внешнеэкономической деятельности большую часть составляют вывозные пошлины па товары сырьевого сектора экономики (нефть, газ и нефтепродукты).

Это относится к регулярным сборам и платежам за пользование природными ресурсами. Таким образом, структура федерального бюджета иллюстрирует серьезную проблему российской экономики — отсутствие отраслевой диверсификации. По мнению некоторых экспертов, доля «углеводородных» статей федерального бюджета составляла 58% в 2014 г. К сожалению, это подтверждается статистикой.

Рис. 5.1. Изменение цен на нефть марки Brent и доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2008—2014 гг.:

Щ — динамика цен нефти Brent,

? — изменение доходов федерального бюджета РФ

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации

Бюджет России на 2020 год в цифрах

В соответствии с этим проектом планируются расходная и доходная части в казне государства. При этом бюджет бывает закрытого и открытого типа. По открытому, который представляется общественности, можно судить о том, как все расходные статьи скажутся на жизни граждан и экономике страны. Согласно предварительным данным из открытой части можно сказать, что в этом году россиян ждет еще более тяжелые времена и большие лишения.

Читать еще:  Зачем нужны рейтинги

Согласно разработанному Минфином проекту бюджета России на 2020 год в цифрах можно выделить следующие важные аспекты:

42,4$ – цена отсечения за баррель нефти марки Юралс;
67-68 руб. – прогноз по цене 1-ого долл. США;
3% – закладываемый и ориентировочный уровень инфляции;
112,863 трлн. рублей – ожидаемый общий объем внутреннего валового продукта;
20,379 трлн. рублей – прогнозируемые доходы в госбюджете страны, что на 431 миллиард рублей большем, чем в предыдущем 2019 году. При этом доходы от нефтегазового сектора составят примерно 2,334 трлн. руб.;
19,503 трлн. рублей – закладываемый уровень общих расходов в составе госбюджета, что на 1,44 трлн. рублей (1 триллион четыреста сорок миллиардов) больше, чем в 2019 году;
876,052 млрд. рублей – профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
64,4 млрд. долл. – максимальное значение по уровню внешнего долга;
3,323 трлн. рублей – секретная часть расходов в структуре госбюджета, что на 323 млрд. руб. больше, чем по предыдущему году.
более 50 рублей – ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
более 65-70% – закрытая часть расходов на Нацоборону;
12 130 рублей – федеральный минимальный размер оплаты труда;
≈ 40 тыс. руб. – ожидаемый уровень средней заработной платы по стране.

Более подобную информацию можно посмотреть по ссылке – https://regulation.gov.ru/projects#npa=95294.

Таблица. Структура расходов бюджета России 2020 в цифрах:

Как видно из таблицы, субсидии региональным бюджета не превышает одного триллиона. Отметим, что по сравнению с предыдущим годом эта статья сократилась примерно на 30 миллиардов.

Приведем графическое изображение представленных статей расходов:

В 2020 году, как и в 2021, и 2022 годах, бюджет будет исполнен с профицитом. При этом увеличиваемые налоговые поборы смогут наполнять казну в превышающем расходы объеме. При этом получаемый остаток – 880 млрд., 614 млрд. и 287 млрд. руб. по годам соответственно – министерство финансов планирует с учетом установленного бюджетного правила направлять полностью на покупку иностранной валюты.

Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости.

В 2020 году будет также увеличено финансирование государственных средств массовой информации на 3 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. При этом отметим, что крупнейшие гос. вещатели (ВГТРК и “Первый канал”) уже не первый год являются убыточными. Например, в 2018 году у “Первого канала” убытки составили 6,8 млрд. руб.

По мнению экспертов реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году, улучшения макроэкономических показателей. Граждане страны при этом также не ощутят на себе никаких улучшений. Хоть планируемое инфляционное значение ожидается на уровне 3%, реальная же инфляция останется по-прежнему очень высокой (примерно 10-15%).

Пустить в расход

Как менялся бюджет России за десятилетие

Российский бюджет в номинальных ценах с 2003 года вырос в пять раз по доходам и в пять с половиной раз по расходам. И пусть с учетом инфляции увеличение выглядело не таким существенным, все равно очевидно: правительство наращивало и наращивало расходы вплоть до 2014 года, когда кризис и боязнь несбалансированности бюджета заставили чиновников остановиться. «Лента.ру» решила посмотреть, какие именно статьи расходов выросли за последнее десятилетие больше всего.

В принятом за несколько дней до наступления нового, 2003 года бюджете говорилось, что доходы страны составят 2,4 триллиона рублей, а расходы 2,3 триллиона, или чуть менее 18 процентов ВВП. В открытой части бюджета было распределено более 90 процентов расходов, в секретной — около девяти с половиной.

Через 10 лет бюджет на следующий год президент подписал почти за месяц до Нового года — планирование в правительстве явно улучшилось, да и в Госдуме чинить препятствия бюджету стало некому (до декабря 2003 года в России заседала Госдума третьего созыва, где большинства не было ни у одной из партий, а КПРФ располагала четвертью парламентских мест). В бюджете-2014 доходы страны составляют уже 12,8 триллиона рублей, расходы — 13,4 триллиона (больше 20 процентов ВВП), а в открытой части распределяется менее 86 процентов расходов.

Очевидное увеличение расходов (как в абсолютных цифрах, так и по отношению к ВВП) и рост «закрытой» части — далеко не единственные выводы, которые можно сделать из погодового сравнения бюджетов за десятилетие.

Особенность российского бюджета заключается в том, что принятый накануне нового года документ может подвергаться значительным изменениям уже во время отчетного периода. Обычно правок бывает не меньше двух, и часто они весьма существенно меняют конфигурацию бюджета. Классический пример — бюджет 2009 года, сверстанный изначально с профицитом и прогнозом объема ВВП в 51,5 триллиона рублей. Уже в апреле профицит сменился дефицитом почти в три триллиона рублей, а бюджетный прогноз по ВВП сократился до 40,4 триллиона. При этом доходы страны существенно упали, а расходы выросли на несколько сот миллиардов рублей.

Читать еще:  Почему я бедный

Из-за этих изменений считать структуру бюджетных расходов в течение десятилетия довольно сложно. В инфографике «Ленты.ру» схематично отражены только те бюджетные показатели, которые подписывались накануне отчетного периода, а в текстовом пояснении учтены конечные данные, в том числе и для тех бюджетов, которые подверглись изменениям. Для 2014 года использовались данные, зафиксированные в федеральном бюджете на 2013 год и прогнозный период 2014-2015 годов.

Постатейному анализу «Лента.ру» подвергла только самые интересные статьи расходов, традиционно вызывающие широкую общественную дискуссию: «социальная политика», «национальная оборона», «образование», «здравоохранение», «национальная безопасность и правоохранительная деятельность, «культура», «физическая культура и спорт», а также «обслуживание государственного долга».

На протяжении всего десятилетия правительство наращивало расходы практически по всем направлениям. Наиболее разительное исключение составляет обслуживание госдолга, на который в 2003 году пришлось почти 12 процентов от всего количества расходов. Уже к 2005 году этот показатель упал до восьми процентов, а абсолютный минимум на уровне двух процентов был достигнут по итогам 2009 года. Объясняется такой феномен довольно просто: в условиях высоких цен на нефть Россия сумела досрочно оплатить долги советского времени и 1990-х годов, в том числе 21 миллиард долларов Парижскому клубу кредиторов в 2007 году. После начала мирового финансового кризиса выплаты по долгам вновь начали нарастать, в проекте бюджета на 2014 год на эти цели выделяется уже 452 миллиарда рублей, или 3,2 процента от всех расходов.

В статью «национальная оборона» входят расходы на вооруженные силы страны, в том числе закупки вооружения, а в статью «национальная безопасность» — траты на органы прокуратуры, органы внутренних дел, внутренние войска, органы юстиции, систему исполнения наказаний, органы безопасности и другие ведомства, в том числе и МЧС.

Другие резкие колебания связаны с техническими моментами. Так, обращает на себя внимание увеличение трат на «социальную политику» с 3,3 процента от общих расходов в 2010 году до 27,69 процента в 2011 году. Это связано с тем, что в соответствующую статью бюджета стали включать трансферты в Пенсионный фонд, которые составляют более двух триллионов рублей. Соответственно, уменьшение трат по этой статье расходов (по плану на 2014 год — с 3,9 до 3,5 триллиона рублей, или с 29 до 25 процента от бюджета) связано в первую очередь с надеждами на уменьшение трансфертов и повышение самостоятельности пенсионной системы.

По статье «Национальная оборона» расходы (в отношении к бюджету в целом) падали вплоть до 2009 года — если в 2003 году они составляли 9,4 процента от общих расходов, то в 2009-м — менее семи. В 2008 году Россия провела свою первую в новейшей истории войну на территории другого государства (с Грузией) и после этого объявила о масштабной госпрограмме перевооружения (несогласие с ней стоило кресла министру финансов Алексею Кудрину). В итоге доля военных расходов сначала стабилизировалась, а потом стала понемногу расти — вплоть до 7,5 процента от расходов 2013 года. Очевидно при этом, что секретная часть росла быстрее, чем общедоступная, но сказать, насколько именно она увеличилась по конкретной статье из открытых данных, невозможно.

В несколько раз (опять-таки в процентах от общих расходов) за 10 лет выросли инвестиции в здравоохранение. Если в начале 2000-х они колебались на уровне полутора-двух процентов, то в 2012-м составили 4,25 процента, после чего последовал значительный спад (3,7 процента по плану на 2013 год, 3,27 процента на 2014-й). Снижение зафиксировано даже в абсолютных цифрах — 545 миллиардов в 2012-м против 495 в 2013-м и 457 в 2016-м. Не исключено, правда, что часть денег просто перешла в какие-то другие программы и исчезла из этой статьи расходов.

Для инфографики «Лента.ру» выбрала далеко не самые «затратные» статьи расходов. Так, по статье «Общегосударственные вопросы» в 2014 году Россия должна потратить около 800 миллиардов рублей, по статье «Национальная экономика» — 1,7 триллиона. На фоне этих сумм достаточно скромными выглядят затраты на СМИ (65 миллиардов рублей), из которых более 52 миллиардов придутся на телевидение и радиовещание.

Наконец, статья «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с 2012 года забирает по 10-11 процентов от всех бюджетных расходов против семи-восьми процентов на протяжении всего предыдущего десятилетия. Губернатор Кировской области, делая выкладки по бюджету региона-2012, отмечал, что полицию стал полностью финансировать федеральный центр, поэтому у регионального бюджета расходы сократились.

Основной вывод, который можно сделать из анализа бюджетных показателей за последние годы, заключается в том, что Россия проводила планомерную политику по увеличению всех типов расходов. Даже объявление о государственных приоритетах (например, на национальную оборону) приводило лишь к небольшому (в масштабах всего бюджета) перераспределению расходов.

Таким образом, становится понятно, почему в условиях, когда понадобилось срезать расходную часть бюджета 2014 года (из-за экономической стагнации), правительство выбрало меру, настолько напоминающую настоящий секвестр, — попросило все министерства сократить расходы на 5-10 процентов, оставив незначительное место на распределение доходов по кажущимся чиновникам профильным направлениям. Кроме того, инфографика «Ленты.ру» объясняет, почему Минфин в поисках дополнительных доходов обратил внимание прежде всего на пенсии и на госпрограмму вооружений: именно по этим направлениям расходы в последнее время росли существеннее всего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector