Куда идут налоги

Куда ушли налоги? И почему в бюджете по-прежнему не хватает денег на социалку

Федеральная налоговая служба России станет главным государственным работодателем в 2017-м году.

На фоне кризиса в сфере занятости Федеральная налоговая служба России намерена открыть ни много ни мало 11 850 новых вакансий (!) в наступившем году. Перед новыми сотрудниками будет поставлена закономерная задача: собрать как можно больше налогов и выявить как можно больше уклонистов. Все более отчетливо госслужба в ФНС приобретает привкус. коммерческой.

Система и ее болезни

Платить налоги надо. Это нормальная практика цивилизованного общества. Государство без налогов может существовать, но тогда платной для граждан будет абсолютно любая услуга, любая справка, любой вызов полиции, любое благоустройство двора, каждый урок в школе. Неимущие, слабые (а такие есть в любом обществе) будут умирать от голода, если к ним не придут благотворительные фонды. Наука будет частной, то есть, скорее всего, ее не будет вообще. Да и в этом странном обществе все равно придется отчислять что-то на содержание армии – по известной поговорке, если не своей, то чужой.

Однако налоговая система России, очень мягко говоря, несовершенна. При колоссальном разрыве в уровнях дохода у нас до сих пор действует плоская шкала налогообложения физических лиц – а это, на секундочку, основной доход российских регионов. Аргумент – при введении прогрессивной шкалы (чем больше получаешь, тем больший процент платишь) богатые люди станут скрывать свои доходы. Вопрос – а на что у нас тогда ФНС с ее 11 850 новых сотрудников? Спрятать миллиардную сделку куда сложнее, чем 600 рублей за замену масла в авто. А выявить ее очень просто – было бы желание.

Зато у нас действует неприличная система взносов в Пенсионный фонд («заморозка накоплений» – грабеж чистой воды), огромные деньги уходят на содержание системы фондов обязательного медицинского страхования – паразитарной прослойке между врачами и пациентами. Все это ложится тяжелым грузом на бизнес, вынуждая уводить зарплаты «в тень» – и трудно осуждать предпринимателей за это. Налоговики никогда не согласятся, но для страны лучше, когда платятся хоть самые «черные» зарплаты, чем когда предприятия вообще закрываются.

Фактический паралич государственного управления России, введенное в обычай казнокрадство, повсеместный непотизм (назначение на серьезные должности профессионально непригодных родственников «нужных людей») не могли не привести к образованию альтернативной экономики. Именно с ней в числе прочего будут бороться новые сотрудники ФНС – и весьма велика вероятность, что вместе с водой (налоговыми недоимками) выплеснут и ребенка (несчастный российский бизнес).

Налоги, взносы, сборы

Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.

Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное – безвозмездные поступления.

Основные доходы России – нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.

А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год – НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль – 25,6%, налог на совокупный доход – 6,8%.

Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга – коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы – несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.

С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство – содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.

Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности – взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор – а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы – Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты – то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.

Не пора ли посмеяться?

Все это неудивительно – когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.

Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:

Читать еще:  Куда сдать старую одежду

– Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.

После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.

– Что делают на улицах мои подданные? – спросил у министров император.

– Они сетуют и причитают, государь.

– Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.

Налоги снова увеличились.

– Что теперь делают мои подданные? – спросил император.

– Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.

– Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!

– А что сейчас делают мои подданные? – спросил император.

– Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.

– Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!

И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.

– Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?

– Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.

– Вот. – сказал император. – Вот теперь у них действительно ничего не осталось.

Куда идут налоги которые мы платим

Далее Дария Михайловна объяснила, что такое дефицит и профицит бюджета. Если возникает ситуация, когда расходы превышают доходы, это дефицит бюджета. При дефиците принимается решение о привлечении источников его покрытия. Для этого используются имеющиеся накопления, берутся займы.

В ситуации, когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета. При профиците принимается решение о том, как использовать дополнительные средства, куда их направить. Например, в резерв или на погашение долга.

Как формируется бюджет

Из чего складываются доходы городского бюджета?

Налоговые доходы: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на совокупный доход, имущественные налоги, госпошлина.

Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от оказания платных услуг и компенсация затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции и прочее.

Безвозмездные поступления: субсидии, субвенции, дотации и иные безвозмездные поступления.

Какие налоги мы платим? Если гражданин получает зарплату, имеет в собственности квартиру, машину, дачу, земельный участок, то он уплачивает налоги. В зарплатном квиточке вы увидите НДФЛ в размере 13 %. В налоговом уведомлении будут отражены имущественные налоги: на имущество, транспортный, земельный. Кстати, их нужно заплатить в срок до 3 декабря.

Объясняя, что такое трансферт, какие его виды существуют, Дария Михайловна провела аналогию с семейным бюджетом:

И в заключение Дария Мухина привела ряд цифр. В 2018 году доходы городского бюджета составили 8,4 млрд руб. В том числе налоговые доходы — 2,7 млрд руб. Основными налоговыми доходами являются НДФЛ (1,5 млрд руб.) и налоги на имущество (809 млн руб). Неналоговые доходы — 720,7 млн руб. Большую помощь в 2018 году нам оказало правительство Вологодской области. Доходы городского бюджета по межбюджетным трансфертам составили 4,9 млрд руб.

Отследить, куда уходят именно ваши налоги, конечно, сложно. Мировая практика состоит в том, что налоги не привязываются к конкретным расходам, они поступают в общую корзину, из которой формируется муниципальный, региональный и федеральный бюджеты, а также бюджеты фондов. Далее этот бюджет по определенным правилам разбивается по уровням бюджетной системы. Например, часть от налога с доходов физических лиц поступает в региональный бюджет, часть в местный. В Москве меньше всего средств от налогов поступает в муниципальные бюджеты, просто потому что у нас всем в основном занимается сам город. Если мы говорим про НДС, то он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Налог на прибыль, например, делится между федеральным и региональным бюджетом.

Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.

– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?

– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?

– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.

– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.

– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.

Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.

– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?

– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.

Читать еще:  Звонки от коллекторов в выходные

– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?

– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.

– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?

– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.

– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.

– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.

– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.

– Благодарю вас за разъяснения.

10 вещей, которые вы не знали про налоги

Вы даже не замечаете, как отдаёте государству почти половину от своей зарплаты. Некоторые налоги можно даже не платить или заплатить, а потом вернуть. Расскажем всё самое интересное о налогах.

1. Мы не замечаем налоги, потому что не платим их

Почти всегда налоги за нас платит работодатель или кто-то ещё. С каждой зарплаты у нас удерживают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%. Например, со 150 000 рублей — 19 500 рублей.

18% мы платим каждый раз, когда покупаем что-то в магазине. Например, купили продуктов на 3000 рублей, государству из этой суммы ушло 458 рублей. Купили машину за 1 миллион рублей, государство заработало 152 542 рублей.

Ещё есть налог на имущество и налог на другие виды деятельности, которые приносят дополнительный доход.

2. Часть уплаченных налогов можно вернуть

Если вы купили квартиру, оплатили обучение, лечились за деньги, покупали ДМС , инвестировали деньги через ИИС или переводили деньги в благотворительный фонд, то можете вернуть до 13% от уплаченных сумм, но не больше установленных лимитов. Например, при покупке жилья можно вернуть до 260 000 рублей, за проценты по ипотеке — до 390 000 рублей, а за оплаченное образование — до 15 600 рублей.

Заявление на вычет подаётся на следующий год после уплаченных расходов. Нужно собрать документы об оплате, взять на работе справку 2-НДФЛ и заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ. Этот пакет документов можно переслать в адрес налоговой инспекции по месту жительства. У инспекции будет три месяца на проверку документов и ещё один месяц на перечисление денег.

3. Если жить за границей, то налоги увеличиваются

Если вы проживаете за границей больше 183 дней в году, то теряете статус налогового резидента России. Налог на доходы (НДФЛ) для нерезидентов составляет 30%. Также человек теряет право на получение налоговых вычетов и других льгот.

4. В налоговую инспекцию можно сходить всего один раз

Для общения с налоговой инспекцией, отслеживания, уплаты и возврата налогов необязательно туда ходить. Большинство операций можно сделать удалённо через сайт nalog.ru . Сложность лишь в том, что удалённо получить данные для входа в личный кабинет нельзя. Для этого нужно приехать в любую налоговую инспекцию с паспортом. После этого адрес инспекции можно забыть.

5. С продажи квартиры нужно платить налог

При продаже квартиры вы получаете прибыль, которая облагается налогом в размере 13%. Например, продали квартиру за 5 миллионов рублей, заплатите государству 650 000 рублей. К счастью, есть исключения, когда платить этот налог не нужно:

Если недвижимость была куплена до 1 января 2016 года и была в вашей собственности 3 и более лет.

Если недвижимость была куплена после 1 января 2016 года и была в вашей собственности 5 и более лет.

Налоги можно уменьшить на расходы, понесённые при покупке квартиры. Для этого нужны подтверждающие документы, что вы купили недвижимость за определённую сумму. 13% нужно платить с разницы.

Ещё можно воспользоваться правом на налоговый вычет, который составляет 1 миллион рублей в год (статья 220 НК РФ). Это сумма, на которую уменьшается стоимость квартиры при подсчёте налога. Например, при стоимости квартиры 5 миллионов рублей налог нужно заплатить только с 4 миллионов, то есть 520 000 рублей, а не 650 000 рублей.

6. Вклад с высокой ставкой также облагается налогом

Если ставка по вкладу на 5 процентных пунктов больше ключевой ставки, то банк удержит 35%, полученные сверх этой суммы. Например, ключевая ставка 7,75%. Налог будет браться со вклада, ставка по которому превышает 12,75%. Если вы разместили 1 миллион рублей в банке на год под 13%, налог будет удержан только с 0,25% дохода, то есть с 2500 рублей. Из этой суммы удержат 35% (875 рублей). Налог заплатит сам банк.

Читать еще:  Зачем нужны рейтинги

Впрочем, банки очень редко предлагают такие высокие ставки.

7. С чаевых не нужно платить налог

Этот вопрос актуален для барменов, официантов, работников гостиниц и представителей других профессий, где значительную часть дохода составляет благодарность клиентов. Согласно статье 217 Налогового кодекса, доходы в денежной форме, полученные в подарок от других людей, не подлежат налогообложению. Чаевые — это подарок, поэтому платить 13% с них не нужно. При этом важным условием является невключение чаевых в чек. Если они были включены в счёт и проведены через кассу, то это будет считаться доходом организации, с которого нужно платить налог.

8. За победу в конкурсах тоже придётся заплатить налог

Если вы выиграли в лотерею, то нужно заплатить 13% от суммы или стоимости приза. Если выиграли в конкурсе, игре или ещё каком-то мероприятии, которое продвигает какие-то товары или услуги, то налог составляет 35%, говорится на сайте Федеральной налоговой службы.

Налог нужно платить, если стоимость подарка превышает 4000 рублей. На эту величину уменьшается сумма, с которой нужно платить налог. Например, вы выиграли в лотерею 50 000 рублей. Вычитаем 4000 рублей и с 46 000 рублей платим налог. Организаторы конкурсов сами заявляют в налоговую службу, что сделали вам подарок. Инспекция считает налог и выставляет счёт на оплату.

Часто устроители конкурсов закладывают величину налога в подарок так, чтобы после уплаты налога получалась круглая сумма, например 100 000 рублей.

9. Долги по налогам могут списать с банковского счёта

Если сумма задолженности по налогам превышает 3000 рублей, то инспекция может обратиться в суд с целью взыскания налога и пени за просрочку платежей (копия должна прийти налогоплательщику). После решения суда за дело возьмутся приставы, которые снова напомнят о необходимости погашения долга или спишут его с банковского счёта (вклада или дебетовой карты). Если денег на счету не окажется, то приставы могут арестовать имущество должника.

10. Если не заплатить много налогов, то суд отправит в тюрьму

За уклонение от уплаты налогов или при внесении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений предусмотрена уголовная ответственность (статья 198 УК РФ):

Куда идет налог

– Исходя из общепринятой мировой практики, налог на недвижимость является одним из основных источников дохода в бюджет государственно-территориальных единиц иностранных государств, – рассказал “РБГ” Алексей Филимонов, генеральный директор компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. – Но в России этот инструмент практически отсутствует. Сегодня жители нашей страны оплачивают налог на недвижимость из расчета ее кадастровой стоимости, которая существенно меньше рыночной цены объектов. Принятие поправок в законодательство в этой сфере и их реализация позволит значительно увеличить размер поступлений в муниципальные бюджеты. На эти деньги власти смогут развивать не только инфраструктуру города – дороги, жилищно-коммунальное хозяйство, но и улучшить базу объектов социального назначения по примеру развитых стран. Однако введение налога на недвижимость из расчета ее рыночной стоимости – вопрос политический, считает Филимонов, потому что увеличение налоговой нагрузки может привести к социальным волнениям. Граждане не воспринимают недвижимость как финансовый инструмент: большинство из них получили ее от государства. Они не готовы принять на себя полную ответственность за содержание, эксплуатацию этой недвижимости, особенно старшее поколение. В случае введения расчета налога с учетом рыночной стоимости многие будут вынуждены либо отказаться от своей квартиры, либо искать дополнительные источники финансирования, что может привести к серьезным социальным последствиям.

– Основной вопрос здесь не в том, вводить или нет новые налоги в муниципалитетах, а в том, куда они будут распределяться – что пойдет в местный бюджет, а что – в федеральный, – уверен генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. – Это вечная проблема, и характерна она не только для России. В малых странах она не так остра, но чем больше государство, тем сложнее решить вопрос с распределением налогов. В США, например, подобные дискуссии идут непрерывно. Понятно, что есть некоторые статьи расходов, на финансирование которых налоги должны идти в федеральный бюджет – армия, полиция, здравоохранение и др. Но вот вопрос о пропорциях этих отчислений – дискуссионный. Оптимизации налогов способствует выборность власти. Право менять налоги или вводить новые должны иметь только выборные органы власти.

В отчете Standard&Poor’s также отмечается, что существующие подходы к распределению налоговых поступлений между уровнями власти все больше дискриминируют местное самоуправление. Так, в частности, произошло в 2011 году, когда многие региональные администрации были вынуждены централизовать закрепленные за муниципалитетами поступления от транспортного налога в целях выполнения требования федерального центра о создании дорожных фондов. Кроме того, по мнению аналитиков агентства, негативное влияние на доходы местных бюджетов по-прежнему оказывают установленные федеральным законодательством льготы по местным налогам (на землю и имущество физических лиц).

Руководитель группы компаний “Нексиа Пачоли” Светлана Романова согласилась, что в межбюджетных отношениях сегодня существует явный перекос в сторону их излишней централизации в федеральном центре. Такая ситуация стала логичным продолжением общей политики по выстраиванию “вертикали власти”, включая отмены выборов глав субъектов РФ и т.д. Поскольку сейчас маятник распределения полномочий движется в сторону большей децентрализации власти, это движение должно быть подкреплено и перераспределением финансовых ресурсов, выходящим за рамки бюджетных трансфертов, считает эксперт. В местные бюджеты целесообразно направлять любые налоги, связанные с проживанием конкретного налогоплательщика на конкретной территории: налоги на землю, на недвижимость, на транспортные средства и т.д. При этом под словом “местные”, отметила Романова, надо понимать бюджеты и регионов, и муниципалитетов, и органов местного самоуправления, поскольку взаимоотношения между ними – это отдельная большая проблема. Она добавила, что местным органам власти необходимо предоставлять право на введение любых разумных местных налогов в зависимости от специфики и традиций конкретного региона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector